Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Forbes (США): Китай и Россия проектируют загадочную подлодку нового поколения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время холодной войны Россия помогала Китаю развивать его собственную отрасль строительства подлодок. Но автор статьи считает, что сейчас в освоении технологии ВНЭУ Китай уже опережает Россию и идет своим путем. Может ли Россия в итоге задуматься о покупке китайских неатомных подводных лодок?

На вооружении ВМС России и Китая — в отличие от американских ВМС — помимо атомных ударных подводных лодок до сих пор имеются неатомные ударные подводные лодки. Они дешевле и имеют ряд преимуществ по сравнению с атомными лодками, особенно лодки прибрежного действия.

И их можно экспортировать в другие страны. Теперь Россия и Китай могут объединить свой опыт для проектирования нового поколения неатомных подводных лодок. Но какая именно лодка это будет, и каким будет ее назначение, до сих пор остается загадкой.

По данным российского государственного информационного агентства «РИА Новости» (см. статью на русском языке), Россия и Китай совместно проектируют неатомную подводную лодку нового поколения. Координацию проекта осуществляет российская Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Россия известна своими давними традициями в области строительства подлодок и создала многие из самых мощных и больших подводных лодок в мире, поэтому неудивительно, что российские технологии строительства подлодок считаются гораздо более передовыми по сравнению с китайскими. Во время холодной войны Россия помогала Китаю развивать его собственную отрасль строительства подлодок, предоставив ему чертежи дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) с баллистическими ракетами проекта 629 (класса Golf по кодификации НАТО) и ДЭПЛ проекта 633 (класса Romeo по кодификации НАТО). Позднее Россия поставила Китаю ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» (класса Kilo по кодификации НАТО).

Но в проектировании подводных лодок Китай пошел своим собственным путем и обладает национальным техническим потенциалом для строительства субмарин любого класса. И хотя по-прежнему есть классы подводных лодок, в создании которых Россия явно впереди Китая, в области проектирования неатомных подводных лодок ее позиции не столь однозначны. И возможности Китая в этом направлении, безусловно, недооценивать нельзя.

Одной из важных областей, в которых Китай может занять лидирующие позиции — это двигательная установка. Китай строит подводные лодки с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), а вот Россия всячески пытается внедрить эту технологию, хотя нв начале холодной войны она была пионером в создании ВНЭУ. Предполагалось, что ВНЭУ будет установлена, на современной российской подлодке серии 677 «Лада», но этого пока не произошло. Учитывая умение России проектировать и строить подводные лодки, проблема, вероятно, заключается не столько в технических сложностях, сколько в финансировании. Но сегодня по справедливости можно сказать, что в освоении технологии ВНЭУ Китай опережает Россию.

Еще одним направлением может стать использование перспективных аккумуляторных батарей. Подводные лодки только сейчас переходят на литий-ионные аккумуляторы. Первыми в мире подводными лодками с литий-ионными аккумуляторами были японские, за ними последовали южнокорейские и итальянские. По слухам, Китай также внедряет эту технологию, поэтому использование перспективных аккумуляторных батарей является еще одной областью, где Китай вполне может опередить Россию.

Можно ли сказать, что роли поменялись? И может ли Россия в итоге задуматься о покупке в основном китайских неатомных подводных лодок?

Еще одним вариантом является сочетание корпуса, построенного одной страной, с боевыми системами и вооружением, созданными в другой стране. Речь идет о том, чтобы, например, установить на китайскую подводную лодку российский гидролокатор и российское вооружение. Или установить на российской подводной лодке китайскую аккумуляторную батарею и китайскую ВНЭУ.

Ну а пока известное российское конструкторское бюро «Малахит», специализирующееся на разработке проектов подводных лодок, продвигает собственный проект подводной лодки. Согласно концепт-проекту, длина неатомной подводной лодки P-750B «Сервал» будет составлять 65,5 метра, и субмарина получит ВНЭУ замкнутого типа с газотурбинным двигателем, в котором используется жидкий кислород, поступающий из специального резервуара. Этот макет лодки этого проекта демонстрировался на проходивших недавно в России выставках вооружений, включая выставку «Армия-2020», которая сейчас проходит в Москве. Собственные проекты продвигают и китайские судостроители. Поэтому неясно, где именно и как эта новая совместно проектируемая подводная лодка впишется в будущий состав ВМС обеих стран.

Возможно, новая подводная лодка не предназначена для собственных ВМС этих двух стран. Россия и Китай конкурируют на международном рынке, в основном продавая обычные ударные подводные лодки. Доля Китая на этом рынке растет, и он продает субмарины в Таиланд, Бангладеш и Пакистан. Не исключено, что эта совместно проектируемая подводная лодка будет поставляться в другие страны.

А пока Россия продолжает увеличивать объемы заказов на строительство уже существующих неатомных подводных лодок. Только что Министерство обороны России подписало контракт на строительство еще одной подводной лодки проекта 677 «Лада», а также еще одной подлодки более старого проекта 636.3 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved-Kilo).

Так что в отношении перспективы совместно проектируемой неатомной подводной лодки сегодня больше вопросов, чем ответов. И вполне возможно, что этот проект — подобно многим оборонным проектам, освещаемым в российских государственных СМИ — в конечном итоге ни к чему не приведет. Как и сама подводная война, поиск информации о новых подводных лодках зачастую означает тактику выжидания.

 

Обсуждение
Комментариев: 18
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
s
szdd
28 августа 2020, 06:16
Раз Америка беспокоится, значит, Россия на правильном пути.
sergueyk
28 августа 2020, 06:44
Надо же сколько из пальца можно высосать, глядя на телерепортажи с "Армия -2020", ну да гонорарчик то накапал. Если здесь чему-то удивляться, так это редакции Форбс - надо же опубликовать такую чушь, или там все заняты лизанием чёрных ботинок?
v
vladt
28 августа 2020, 06:48
И может ли Россия в итоге задуматься о покупке в основном китайских не Интересно атомных подводных лодок?
v
vladt
28 августа 2020, 06:51
vladt, интересно; зачем автор задает такой вопрос? Наложить санкции?
Serg.ham
28 августа 2020, 07:10
Конечно-же Китай "опережает" Россию. Наверное именно поэтому во всем мире предпочитают покупать российские подлодки а не китайские.
Полупроводник
28 августа 2020, 09:06
Serg.ham, кушать всем хочется. Вон, сколько тут голодных комментаторов.
Avg28
28 августа 2020, 16:38
Полупроводник голодный, Это ты о себе так?
l
liova01
28 августа 2020, 07:20
Россия, как я понял, дизельные лодки сама строить умеет и нужны только движки.
п
поцреот_нелибераст
28 августа 2020, 08:22
После слов: "Но какая именно лодка это будет, и каким будет ее назначение, до сих пор остается загадкой" можно не читать. Никто не знает, только автор по секрету узнал и решил поделиться тайной
Индепендент
28 августа 2020, 08:22
Вся современная журналистика -это бред, мечты и заказуха.
ДОК
28 августа 2020, 08:26
Ответ на суперпуперракету трамповскую?!Или форбовцу кушать хочется?
i
inegeld
28 августа 2020, 08:49
По чертежам капитана Немо.
l
lubopitniy
28 августа 2020, 11:14
Может ли Россия в итоге задуматься о покупке китайских неатомных подводных лодок? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нет, сами лодки - в смысле корпус - пока ещё не будут китайскими, а вот начинка будет вытеснять российскую, как во всех отраслях производства в РФ. А уже со временем удивлённые офицеры и матросы новых российских субмарин будут читать на лэйблах прочного корпуса под строкой "Сделано в России" мелким шрифтом "Сделано в Китае"! :-) Ну, убедите меня кто-нибудь в обратном, вместо того чтобы подло из-под тишка нажимать на оранжевую руку с пальцем вниз.
M
Mich2
28 августа 2020, 11:56
lubopitniy, а зачем тебя, убогий, в чем-то убеждать? Какой в этом профит?:)
C
Chalepatacala
28 августа 2020, 12:29
lubopitniy, Вот убеди меня, что "начинка будет вытеснять российскую, как во всех отраслях производства в РФ". Особенно в каких "всех" отраслях? В топку!
b
biz_plan
28 августа 2020, 11:21
кстати, самая интересная стать на иносми в этом году. русский с китайцем братья навек
spg1949
28 августа 2020, 12:22
Если, по логике автора, атомные подводные лодки предназначены для нападения, а дизельные для обороны своего побережья, то кто тогда в этом мире является агрессором?
M
Mich2
28 августа 2020, 13:47
spg1949, верно, но есть и задача, связанная с АПЛ - охрана районов патрулирования своих АПЛ от охотников противника. ДЭПЛ принципиально тише АПЛ, на которых даже без хода всегда продолжают, как минимум, работать насосы в контурах охлаждения реактора.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем