Заместитель министра иностранных дел Польши Марцин Пшидач прокомментировал высказывание Президента России Владимира Путина, заявившего накануне: «У нас есть обязательства перед Белоруссией, и Александр Григорьевич Лукашенко так и поставил вопрос. Он поставил вопрос о том, что хотел бы, чтобы мы оказали при необходимости ему соответствующую помощь. Я сказал, что Россия исполнит все свои обязательства.
Александр Григорьевич попросил меня сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов, и я это сделал. Но мы договорились также, что он не будет использован до тех пор, пока ситуация не будет выходить из-под контроля, и когда экстремистские, я хочу это подчеркнуть, элементы, прикрываясь политическими лозунгами, не перейдут определенных границ и не приступят просто к разбою: не начнут поджигать машины, дома, банки, пытаться захватывать административные здания и так далее.
Мы в разговоре с Александром Григорьевичем пришли к выводу о том, что такой необходимости сейчас нет, и надеюсь, ее не будет, и поэтому этот резерв мы и не используем».
Заместитель министра иностранных дел Польши Марцин Пшидач отметил: «Мы, Польша, Европейский союз, НАТО считаем, что в международном праве нет абсолютно никаких оснований для вмешательства третьих стран во внутренние дела такой страны, как Беларусь, и отсюда — призыв премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого к России не вмешиваться, скажем прямо, во внутренние дела Беларуси. Белорусы должны сами решить свою судьбу и будущее своей страны».
Ссылаясь на слова Путина, замглавы МИДа заметил, что президент России «очень ловко прикрылся озвученными ожиданиями белорусского государства» — «со стороны его высшего представителя, которым пока что является президент Лукашенко». Марцин Пшидач подчеркнул, что эта ситуация напоминает времена коммунизма и доктрины Брежнева, когда государство, находящееся под влиянием Советского Союза «просит о так называемой братской помощи».
«Реальность, конечно, такова, что Президент Лукашенко, самоизолировавшись своими действиями и своим нежеланием вести диалог с кем-либо на Западе, привел себя к ситуации, в которой он должен просить поддержку у Владимира Путина», — считает Марцин Пшидач, напомнив, что год назад Лукашенко заявил о своем желании сотрудничать с Западом.
Замглавы МИД также подчеркнул, что Белоруссию не следует определять как страну, которая является российской колонией или российским протекторатом: «Беларусь, несомненно, подвержена сильному российскому влиянию — в том числе по ее собственному решению, из-за желания интегрироваться в рамках Союзного государства и экономических, военных организаций с российским блоком, однако Беларусь в соответствии с принципами международного права является независимым, суверенным государством, к сожалению, под влиянием чаще всего с востока».
«Для нас суверенная, независимая и стабильная Беларусь является безусловной ценностью. Мы хотим иметь стабильного соседа в виде Беларуси, в которой правительство ведет диалог со своим обществом и в которой нация и общество решают будущее своего государства», — сказал Марцин Пшидач.