«Ружейные выстрелы оборвали жизненный путь Николая Романова. Его больше нет, и как бы ни молились святые игумены о его здравии, ему уже не воскреснуть». Так 19 июля 1918 года из краткого сообщения в газете «Правда» стало известно о расстреле царя большевиками. «Николай Второй был в сущности фигурой жалкой», — высокопарно заявляется в этом тексте. «Он неизбежно стал символом звериного режима крови и насилия над народом, режима кнута, палки, виселицы, пыток, утонченного разврата, религиозного словоблудия, военных авантюр и лицемерного миролюбия», режима, который выкрасил «рабочей кровью облезлую корону». В статье 149, опубликованной Коммунистической партией в газете, которую основал Ленин, нет ни одного упоминания об остальных членах семьи Романовых. Они также были застрелены в ту зловещую летнюю ночь 1918 года. Затем по разным городам стали распространять листовки, вероятно, по указу властей, согласно которым царица Александра Федоровна и царевич Алексей были перевезены в надежное место. Но это была ложь.
Николай Александрович Романов был казнен в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Последний российский царь, 50 лет, который отрекся от престола в начале 1918 года и находился под контролем большевиков, его супруга царица Александра (46), великие княжны Ольга (22), Татьяна (21), Мария (19) и Анастасия (17) и царевич Алексей (13) были убиты в доме инженера Николая Ипатьева, где они находились в заключении в течение нескольких недель. С ними были расстреляны семейный врач, повар, камердинер и горничная. Там, в подвале желтого особняка, который стоял на возвышенности и из которого открывался прекрасный вид на уральский город, большевик Яков Юровский зачитал им смертный приговор, а затем солдаты сразу же открыли огонь.
Это была настоящая резня, объясняет историк Сергей Соколов, стоя на лестнице Храма на Крови, построенном на месте дома Ипатьева. Подвал был маленьким, жертвы сбивались в кучу. Великие княжны зашили драгоценности в корсеты, чтобы вывезти их с собой, когда их спасет царистское войско, которое после Октябрьской революции получило название Белого движения. Бриллианты и драгоценные камни отчасти защитили их от пуль, поэтому потом солдаты добивали их ударами штыков.
Большевистский эскадрон перевез тела убитых в шахту Ганина Яма в 16 километрах от Екатеринбурга. Однако она оказалась недостаточно глубокой. Поэтому в следующую ночь тела оттуда извлекли и перевезли в другое место. По дороге грузовик сломался, и солдатам пришлось сгрузить тела.
В итоге они оказались захоронены в двух разных местах в уральском лесу. По словам Соколова, нет ни одного документа, который помог бы определить, кто принял решение о расстреле семьи Романовых: Ленин и московские власти или же местный совет, опасающийся наступления Белой армии.
Сегодня, спустя больше века после той роковой летней ночи, сага о тайнах, убийствах и мифах никуда не исчезла. Православная церковь, имеющая в России огромное влияние, не признает того, что останки, найденные через много лет, принадлежат семье Романовых. Поэтому это дело по-прежнему открыто. Исследования останков Николая II и его семьи занимают уже три десятка томов в официальном расследовании. Несколько недель назад к ним добавилась новая глава: комитет, занимающийся расследованием этого дела, провел ДНК-анализ и определил, что останки, найденные в 2007 году во втором месте в уральском лесу, принадлежат царевичу Алексею и великой княжне Марии. В сообщении следственного комитета уточняется, что результат анализа составил 99,9%. Тем не менее Православная церковь своего мнения не поменяла. Несколько лет назад с позволения президента России Владимира Путина она начала собственное расследование.
Несколько стальных крестов, цветочных венков и небольшая табличка указывают на то, что в нескольких шагах от плохой грунтовой дороги под названием Старая Коптяковская, в течение многих лет покоилась российская императорская семья. Место, где большевики в итоге захоронили тела в двух могилах, расположенных в нескольких метрах друг от друга, совсем заброшено. Туда почти никто не приезжает. А в нескольких километрах, в шахте Ганина Яма, где, как считалось, находились останки семьи Романовых, был выстроен религиозный комплекс с разными церквями, монастырем и памятниками в честь убитой императорской семьи. Каждый год туда приезжают тысячи людей. По мнению одного из представителей Монастыря Святых Царственных Страстотерпцев Алексея Арсенова, именно здесь, рядом со старой шахтой, души семьи Романовых отошли ко Всевышнему. Сейчас в этом месте установлены огромные черно-белые портреты царей и их детей.
Уже несколько десятилетий ведутся споры по поводу этого дела. В 1979 году советские геолог и драматург получили доступ к старому дневнику Якова Юровского, который командовал эскадроном, расстрелявшим семью Романовых. Они прошли по его следам и нашли одну из могил. «Геолог и драматург так испугались, что вернули два черепа обратно и на этом месте поставили крест из резного дерева. Они боялись репрессий», — объясняет заведующий Отделом истории династии Романовых Музея истории и археологии Урала Николай Неуймин.
По словам профессора Соколова, работающего на Факультете истории Уральского федерального университета, в те годы расстрел семьи Романовых был строгим табу. «В течение многих лет большевистский эскадрон хвастался своим подвигом. Дом Ипатьева, где была расстреляна семья, стал чем-то вроде музея. В 20-е годы его обязательно посещали школьники и представители партии, приезжавшие в Екатеринбург. Затем в 30-е годы тему убийства семьи Романовых и их слуг начали замалчивать, и она стала очень деликатной», — отмечает профессор.
В итоге в 1991 году, во время перестройки и после падения железного занавеса, группа специалистов из Екатеринбурга получила разрешение на расследование этого дела. Они нашли одну из могил рядом со старой грунтовой дорогой на Урале и извлекли из нее останки. В этой команде был и Неуймин, который рассказал, что в могиле были найдены и другие объекты: кусочек одежды, веревка… Было найдено только одно захоронение, в котором находились останки девяти человек. Эти материалы были проанализированы в России и других странах, в том числе при содействии НАСА.
Но, как объясняет Неуймин, не хватало доказательств относительно двух расстрелянных, из-за чего в течение многих десятилетий появлялись мифы и легенды о том, что одной из дочерей царя, возможно, с царевичем, удалось спастись. В 2007 году была обнаружена вторая могила, и вновь следственный комитет России подтвердил, что останки, найденные в ней, принадлежат членам семьи Романовых.
Обоснованное объяснение
Подавляющее большинство экспертов отмечают, что следователи собрали большое количество доказательств и составили обоснованное объяснение того, что случилось с царской семьей. Но Православной церкви этого недостаточно. «Расследование пока не закончено», — заявляет протоиерей Храма на Крови Максим Миняйло. «Когда следователи предоставят все материалы дела церкви, патриарх их рассмотрит и примет решение. Церковь почти никогда не руководствуется заключениями экспертов, ей необходим знак свыше, который иногда появляется при канонизации святых. Именно этого знамения и не хватает людям. Исключительно научных результатов никогда не будет достаточно», — добавляет служитель церкви, во время разговора в одном из залов Музея Романовых, который расположен рядом с Храмом на Крови и где выставлены десятки икон царской семьи. Как рассказывает директор Музея Царской семьи в Екатеринбурге Татьяна Романюк, одна из них даже отправлялась в космос вместе с российскими космонавтами.
Двадцать лет назад Николай II, его семья и врач, убитый вместе с ними, были причислены к лику святых за «смирение, терпение и кротость» во время заточения и расстрела. Они «страстотерпцы» — для верующих это означает, что они, как Иисус Христос, перенесли страдания и погибли от рук политических врагов. Все останки, за исключением останков Алексея и Марии, захоронены в Санкт-Петербурге.
Потомки российской царской семьи с осторожностью отнеслись к делу, которое всё еще не могут закрыть. Представитель императорского дома Романовых Александр Закатов уточняет, что нынешняя глава Российского императорского дома княгиня Мария не примет никакого решения относительно признания останков царевича и великой княжны Марии, пока Православная церковь не выскажет свое мнение по этому вопросу.
«Любой генетический анализ может дать результат в 99,999999%, но это не 100%. Церковь может признать его, только когда нет ни малейшей тени сомнения. С точки зрения теологии при такой вероятности всегда есть возможность ошибки, — отмечает протоиерей Максим Миняйло. — Главный вопрос не в признании останков, а в том, поняло ли общество, что произошло, когда была убита царская семья, насколько чудовищное преступление совершил узурпаторский революционный режим».