«Я думаю, что у господина А. Лукашенко нет морального права баллотироваться на новых выборах, потому что люди преступления уже не простят», — сказала в интервью ЛРТ бывший кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская.
Она также озвучила планы о формировании переходного правительства на основе существующего сейчас, и озвучила свою позицию по Крыму.
Рита Милюте: Что должно произойти в Беларуси, чтобы стало возможно провести свободные выборы?
Светлана Тихановская: Самое главное условие перед проведением новых выборов — это организация новых выборов, это освобождение всех политзаключенных, которые, к сожалению, находятся в тюрьмах Минска и других городов.
— Среди них и ваш муж?
— Да, и мой муж тоже. Это абсолютно невинно осужденные люди, которые сейчас сидят в таких условиях.
— Какой вы видите возможную помощь Европейского Союза?
— Вы знаете, с того времени, как я приехала в Вильнюс, я встречалась и общалась по телефону с очень многими лидерами европейских стран. И мы очень ценим ту поддержку, которую нам оказывают страны Европы и страны всего мира. Но я всем говорю, что то, что сейчас происходит в Беларуси — это абсолютно внутренние дела нашей страны, и люди должны сами справиться с тем, что у нас происходит. Но если вдруг так случится, что мы не сможем вывести власть на диалог или случится еще что-то из ряда вон выходящие, а у нас ситуация меняется каждый день и нам придется прибегнуть к медиации европейских стран, наших стран соседей, то мы, конечно, обратимся за этой помощью, когда придет время.
— Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич говорит, что единственный человек, к которому прислушивается Александр Лукашенко, это Владимир Путин. Надеетесь ли вы на то, что Лукашенко прислушается и к лидерам европейских стран?
— Я думаю, что, конечно, это все политика. Конечно, Россия играет большую роль в жизни Беларуси, это нельзя отрицать, но нас также окружают и другие страны, в которых есть свои лидеры, и мы должны быть дружественны с каждым из них.
— Каким вы видите будущее Александр Лукашенко? Видите ли вы его в суде за насилие, примененное в отношении мирных жителей, или сбежавшим в Россию, подобно Виктору Януковичу, или кандидатом на будущих выборах?
— Знаете, это не тот вопрос, который нужно сейчас обсуждать. У нас есть цель — новые честные выборы, а уже как сложится судьба господина Лукашенко, это уже вопрос второй, и многое будет зависеть от него самого. Мы видим цель, мы к ней идем, остальные вопросы второстепенны.
— Но вы представляете его на выборах говорящим, что, люди, вот он я, выберите меня?
— Я думаю, что у господина Александр Лукашенко нет морального права баллотироваться на новых выборах, потому что люди преступления уже не простят. И так как новые выборы будут свободные, открытые, и в них сможет участвовать каждый гражданин республики Беларусь, то все будет зависеть от моральных принципов этого человека. (…)
— В Литве люди хотели бы знать вашу позицию по Крыму. Считаете ли вы, что Крым оккупирован?
— Когда я была претендентом в кандидаты, или кандидатом в президенты, я озвучивала позицию, которая у нас принята в Беларуси, что Крым «de jure» украинский, а «de facto» — российский. Мы же понимаем, что существуют международные законы, и что Крым отошел другому государству в противоречие этим законам. Но опять же у нас задача стоит — разобраться с ситуацией в Беларуси, то, что волнует наш народ, это новые, честные выборы. Ситуация с Крымом очень сложная, и у белорусов разные взгляды на этот вопрос и мы бы не хотели, чтобы этот вопрос как-то разъединил нас.
Смотрите полную версию интервью в видео.