Первый премьер-министр Украины, заместитель председателя украинской делегации на переговорах в Минске Витольд Фокин заявил, что выступает за предоставление особого статуса для всей территории Донецкой и Луганской областей, а не только их оккупированной части, а также за всеобщую амнистию.
Но ни о какой полной амнистии речи быть не может, потому что существуют международно признанные преступления — военные и против человечности, которые не подпадают под амнистию. Поэтому этот тезис Фокина — банальная некомпетентность.
Что касается идей Кравчука и Фокина о поездке в оккупированный Донбасс и возможности начала переговоров с представителями ОРДЛО по поручению президента, они свидетельствуют о том, что идея т.н. прямых переговоров блуждает по коридорам Банковой. Поэтому я очень сомневаюсь в том, что Фокин и Кравчук действуют по собственному желанию.
То же можно сказать и относительно слов Пристайко о временном отказе от возвращения контроля в Донбассе. Я прекрасно помню, когда он, еще будучи главой МИД, говорил о каких-то тайных планах по освобождению Донбасса. А сейчас оказывается, что один из этих планов — выполнение минских договоренностей, второй план — привлечение миротворческой миссии, и при этом нужно согласиться с предложением России о размещении миротворцев исключительно вдоль линии разграничения (что отличается от позиции проукраинских сил о размещении миротворцев на всей оккупированной территории). И то, о чем Пристайко сказал недавно — это уже третий суперсекретный план.
Все это ведет к тому, чтобы покинуть Донбасс вообще, хотя это команда Зеленского и будет подавать как прекращение войны. Последствия будут негативными, вызовут все большую радикализацию общества, и, в конце концов, могут привести к взрыву внутри страны. И этим неизбежно воспользуется наш северный сосед.
Более того, он сам будет побуждать к обострению противостояния в нашей стране. Ведь сейчас Россия тратит определенные ресурсы на поддержку этого конфликта в активном состоянии, и если, например, в случае его заморозки у нее освободятся какие-то ресурсы, вряд ли она их потратит на развитие дорог Сибири или утепление туалетов в российских школах — эти ресурсы будут направлены на дальнейшее обострение ситуации на Украине.
Это надо знать, как «Отче наш», потому что Россия и дальше будет устраивать провокации. Поскольку ни для кого не является секретом, что спецслужбы разных стран имеют контакты с неформальными группировками — довольно часто даже с теми, которые с политической точки зрения являются их оппонентами. Поэтому я не удивлюсь, если Россия опосредованно будет усиливать влияние пророссийских политических сил, которые действуют на территории Украины, а с другой стороны — будет подыгрывать националистическим организациям, которые болезненно на это усиление будут реагировать.
Георгий Тука, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, бывший глава Луганской ВГА