«Неужели Германия ослепла? Неужели Европейский союз ничего не видит?» — порядок слов и интонация меняются, но протестующие в Болгарии говорят об одном: неужели Берлин и Брюссель не видят, что в стране царит коррупция, а Болгария как конституционное государство пошло трещинами? Почему Еврокомиссия, Европарламент и Германия, нынешний председатель ЕС, не принимают мер?
Причины
На протестах и в социальных сетях часто можно услышать и другие жалобы: «Европу возмущает белорусский диктатор Лукашенко, ему она угрожает санкциями, но ей наплевать на беззаконие, творящееся в Болгарии, стране-члене ЕС. Это абсурд!» Нет, это не так. Именно потому, что Болгария является членом ЕС, именно потому, что болгарское правительство имеет право голоса в Совете ЕС, а депутаты Европарламента из Болгарии участвуют в формировании большинства в Европейском парламенте, именно поэтому людей из Софии гладят в бархатных перчатках, а не стискивают в ежовых рукавицах.
Международные СМИ, пишущие о протестах в Болгарии, делают еще один акцент: почему за одно и то же венгров и поляков Брюссель призвал к серьезному ответу, а Борисова простил? Ответ на этот вопрос можно также быстро найти в сложном клубке взаимозависимостей внутри ЕС. В отличие от Орбана и Качиньского, болгарский премьер играет роль образцового европейца: он поддерживает общую миграционную политику, не критикует Брюссель, не заиграет в открытую с сомнительными третьими странами. Кроме того, отношения Болгарии с Турцией и Россией, ее роль в защите внешних границ и общая энергетическая политика делают ее более значимой в ЕС. Поэтому, пока Брюссель раздает предупреждения и даже карательные пощечины другим странам, Болгарии и ее премьер-министру удается уворачиваться.
Реакции
Это объясняет, почему, комментируя ситуацию в Болгарии, немецкие политики делают те или иные акценты. То же самое и с либералами из оппозиционной Свободной демократической партии Германии: их представитель в парламентской группе дружбы Германия-Болгария-Румыния-Молдова Томас Хакер выступил с жесткой критикой проблем верховенства закона в Болгарии, но о своих либеральных партнерах на европейском уровне, болгарской партии «Движение за права и свободы», он говорил осторожно и дипломатично, хоть и покритиковал их по некоторым пунктам. Аналогичными были и отзывы немецких политических фондов, близких крупным болгарским партиям. А фонды, близкие консервативным партиям Германии, пока не собираются давать официальные комментарии о протестах в Болгарии.
Правительство Германии реагирует схожим образом. На сайте посольства Германии в Софии появился взвешенный, дипломатичный ответ: министерство иностранных дел Германии и канцелярия в Берлине рассматривают протесты в Болгарии как сегмент внутренних дел страны, в который Германия вмешиваться не может. А некоторые знатоки в области болгаро-германских отношений, пожелавшие остаться анонимными, намекают, что канцлер Ангела Меркель по-прежнему защищает болгарского премьер-министра, который, в свою очередь, часто хвастается «хорошей химией» между ними. Впрочем, то же самое касается и бывшего председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, также воздерживающегося от комментариев по поводу происходящего в Болгарии и будущего премьер-министра Борисова.
Прогноз
Подводя итог, можно сказать только безличное и не очень утешительное «все сложно». А с чуть большим журналистским аватюризмом можно спрогнозировать, что и в Брюсселе, и в Берлине многие смогут спать спокойно, если требования протестующих будут удовлетворены и нынешнее правительство в Софии быстро пойдет на выборы, после которых новый кабинет наконец-то серьезно возьмется за борьбу с коррупцией, тщательно проверит бизнес так называемых «олигархов», наведет порядок в судебной системе и позаботится о свободе СМИ.