Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чжунго цзюньван (Китай): краткий анализ российского перехватчика МиГ-41

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкМногоцелевой истребитель МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой "Кинжал"
Многоцелевой истребитель МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой Кинжал - ИноСМИ, 1920, 04.09.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия объявила о разработке МиГ-41 – истребителя-перехватчика пятого поколения. Утверждается, что самолет будет способен выполнять миссии в Арктике, а также в ближнем космосе. Но китайская газета сомневается в том, хватит ли ресурсов у России, поставившей высокую планку, чтобы завершить такой амбициозный проект.

МиГ-41, также известный как «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП), представляет собой проект скоростного истребителя-перехватчика большой дальности, разрабатываемый самолетостроительной корпорацией «МиГ». Проектная скорость МиГ-41 больше 4 Махов, что выше скорости полета ракеты. Самолет не только оснащен новейшим техническим оборудованием, пригодным для использования в Арктике, его боевой радиус действия также очень велик. Кроме того, он может нести большое количество вооружения и боеприпасов, в том числе многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП) и противоракетное лазерное оружие. В то же время его можно превратить в беспилотный самолет. Самолет должен поступить на вооружение в качестве замены для МиГ-31 в 2028 году. Сообщается, что проект перехватчика МиГ-41 вобрал в себя опыт МиГ-701, МиГ-301 и МиГ-321 1980-х и 1990-х годов.

Касательно МиГ-41 есть следующая точная информация:

Самолетостроительная компания «МиГ» приступила к реализации проекта перехватчика МиГ-41 в 2013 году. Исследовательские работы касательно внешнего вида самолеты были завершены в конце 2019 года, первый полет испытательного образца назначен на 2025 год, а поступить на вооружение он должен в 2028 году. МиГ-41 является преемником МиГ-31.

МиГ-41 — это высокоскоростной истребитель-перехватчик большой дальности, обладающим способностью к скрытности. Максимальная скорость полета будет превышать 4 Маха, поэтому он будет способен выполнять космические миссии. В будущем самолет будет включен в систему глобальной обороны России, а позднее будет презентована беспилотная модель истребителя.

Россия планирует использовать этот истребитель в качестве боевого самолета, специально созданного для перехвата вражеских бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и крылатых ракет в воздухе. Главный российский истребитель-перехватчик МиГ-31 был разработан ОКБ имени А.И. Микояна (ныне РСК «МиГ») в 1976 году и вступил в строй в 1983 году. Он является основной силой Воздушно-космических сил России для завоевания господства в воздухе и поддержки атак воздушно-космической обороны. Некоторые источники утверждают, что МиГ-31 будет выведен из эксплуатации в 2028 году. На смену этой модели, а также для укрепления безопасности национальной обороны в новой обстановке, России срочно необходима новая система истребителей-перехватчиков, которая будет обладать высокой скрытностью, более высокой скоростью, большей дальностью полета и которая способна нести новейшие модели авиационно-космических подсистем. С этими целями как раз и началась разработка МиГ-41.

Основные характеристики МиГ-41:

Этот тип перехватчика относится к самолетам четвертого поколения (российские самолеты пятого поколения). В нем используется новая стелс-технология, ожидается, что скорость будет составлять 4-4,3 Маха, а боевой радиус действия — 1400-1500 километров, что значительно превышает радиус действия МиГ-31, у него он составляет 700-720 километров.

Самолет будет оснащен новейшим высокоэффективным оборудованием для целевого поиска и обнаружения, а его способность отражать радиолокационные сигналы будет еще более модернизированной и эффективной. В будущем он сможет работать с глобальной системой обороны России, иметь возможность обмена данными в режиме реального времени, тем самым обеспечивая получение информации от внешних целей и других элементов системы. 

Как сообщается, в этой модели будет использоваться прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) или даже импульсный детонационный двигатель.

В качестве основного вооружения будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности, кроме того, самолет может быть оснащен дальнодействующими ракетами класса «воздух-воздух» Р-37 (РВВ-БД) или использовать новейшие ракеты и модифицированное вооружение с более высокими эксплуатационными характеристиками, включая многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП) и противоракетное лазерное оружие.

МиГ-41 сможет выполнять космические миссии. Глава РСК «МиГ» сообщил, что МиГ-41 будет не только способен бороться с воздушными целями, но и может быть оснащен новым аэрокосмическим вооружением для поражения космических аппаратов на низкой орбите. Подобные испытания уже проводились в России.

В настоящее время конструкция и внешний вид самолета еще неизвестны, и, скорее всего, за основу будет взят традиционный вариант, однако вряд ли он будет иметь существенное сходство с МиГ-31.

Истребитель сможет выполнять миссии по перехвату в Арктике, и позднее, возможно, начнется разработка беспилотной модели самолета.

История развития проекта, ожидаемые ключевые элементы и последние достижения:

Самолетостроительная компания «МиГ» запустила проект создания преемника для МиГ-31 в 2013 году.

В марте 2017 года Минобороны России заявило о необходимости разработки модели истребителя для замены МиГ-31. И РСК «МиГ» вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) приступили к исследовательским работам по созданию новой модели высотных перехватчиков.

В июле 2017 года Илья Тарасенко, генеральный директор РСК «МиГ», сообщил, что модель перехватчика, которая должна заменить МиГ-31, была официально названа «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) под кодовым названием МиГ-41, работы по исследованию и разработкам этого перехватчика начались в 2019 году. Одновременно с разработкой самолета новой системы производится модернизация и усовершенствование действующего парка МиГ-31 ВКС России.

В августе 2017 года Тарасенко сообщил, что МиГ-41 поступит в Минобороны России в середине 2020 года.

Говоря о проекте ПАК ДП в июне 2019 года, Тарасенко сказал, что в настоящее время ведутся исследовательские работы касательно внешнего вида самолета, и в нем будут отражены все основные требования. Эти работы планировалось завершить к концу 2019 года и затем перейти в следующую фазу проекта.

Ожидается, что первый полет МиГ-41 произойдет после 2025 года. В 2028 году МиГ-31 будет выведен из эксплуатации, и его заменит МиГ-41.

Если предварительно судить о перспективах проекта исходя из этой разрозненной информации, то по сравнению с МиГ-31, все основные характеристики МиГ-41 будут улучшены, включая взлетный вес, способность к скрытности, скорость, вес полезной нагрузки. В скоростном истребителе-перехватчике МиГ-41 большой дальности будут использоваться новейшие технологии, а не просто тщательно усовершенствованные технологии МиГ-31. Текущий проект включает не только разработку самолета, бортовой техники и вооружения, но и всех компонентов оборонной системы воздушного пространства. Очевидно, что большую часть работ нужно будет проводить с нуля — с исследований и разработок, что в будущем в значительной степени поспособствует национальной безопасности России.

Однако, стимулируя разработку МиГ-41, Россия в то же время продвигает проекты ПАК-ДА и Су-57. Очевидно, что они требуют такого же большого количества ресурсов, как и МиГ-41. Поэтому стоит задуматься, как в условиях ограниченного военного бюджета Россия сможет своевременно проводить исследовательско-конструкторские работы, поддерживая их надлежащее качество.

Насколько можно судить по открытым источникам, нормы проектирования нового перехватчика настолько высоки, что некоторые из них уже превышают текущие возможности технической реализации. Поэтому сейчас трудно сделать вывод о том, будет ли проект успешно завершен или смогут ли фактические результаты соответствовать заявленным ранее стандартам.

Конечно, в настоящее время информация о проекте МиГ-41 ограничена, а некоторые умозаключения и предположения могут не соответствовать фактам, из-за чего этому проекту нужно и дальше уделять внимание.