На протяжении 400 с лишним лет чернокожие американцы выступают против превосходства белых и системного расизма, ставших причиной гибели Джорджа Флойда (George Floyd). Что же касается белокожих американцев, в этом году многим из них не хватило боевого настроя в борьбе с расизмом даже на три месяца.
Вскоре после того, как Флойд умер в результате применения к нему удушающего приема теперь уже бывшим полицейским из Миннеаполиса Дереком Шовином (Derek Chauvin), миллионы людей вышли на улицы в знак протеста против расистского полицейского насилия, многие из которых были белокожими. Среди участников прежних акций протеста против расизма полицейских, из-за которого во время столкновений с правоохранительными органами жертвами жестокого обращения или убийства становится несоразмерно больше чернокожих, такого количества белых, конечно же, не было.
С учетом травмирующей психику видеозаписи обстоятельств гибели Флойда возникло ощущение, что полицейское насилие в отношении чернокожих и системные условия, которые ему способствуют, были настолько распространенным явлением, что многие белые граждане больше не могли его игнорировать.
Через неделю после убийства Флойда, по данным опроса, проведенного телеканалом «Си-Эн-Эн» (CNN), «расовые отношения» назвали «чрезвычайно важным» вопросом при голосовании за президента 42% респондентов. (Ответы отражают сочетание расовых групп). Это больше, чем, чем процент респондентов, отметивших «чрезвычайно важное» значение экономики, здравоохранения или пандемии коронавируса. В рамках того же опроса 84% респондентов назвали мирные протесты против насилия полиции в отношении чернокожих американцев «обоснованными».
Действительно, прогресса в этом вопросе нет. Похоже, что участие белых в протестах было отчасти продиктовано потребностью выйти из дома. Когда умер Флойд, страна уже третий месяц жила в условиях карантина, введенного для того, чтобы предотвратить распространение COVID-19. Учебные заведения, а также многие фирмы и предприятия были закрыты, погода стояла хорошая, и у людей было много свободного времени. Протестные акции были для них местом, куда можно было пойти, и возможностью похвалить себя за то, что они хоть какую-то малость сделали ради расовой справедливости.
В движении, для которого необходимы не столько белые союзники, сколько белые соучастники, это даже не союзничество. Это туризм. С открытием школ и возвращением людей к некоему подобию нормальной жизни (несмотря на то, что ежедневно от COVID-19 по-прежнему умирает около тысячи человек), многие белые американцы потеряли интерес к тому, что, по их мнению, их непосредственно не касается.
В июне, по данным опроса, проведенного совместно социологическим агентством YouGov и изданием «Экономист» (The Economist), расизм назвали серьезной проблемой 45% белых респондентов. К началу августа это число сократилось до 33%. Они не просто не обращают внимания на несправедливость, им безразлична демократия.
Три месяца назад белые забивали себе голову этими идеями, как будто готовились к сдаче теста по системному расизму. В списке бестселлеров в мягкой обложке, составленном газетой «Нью-Йорк Таймс», 13 из 15 книг были посвящены вопросам расы или расизма. Некоторые из этих книг по-прежнему в списке, но учитывая не снижающуюся расовую напряженность, приходится задаваться вопросом, так ли уж много белых американцев читают эти книги, или они просто их покупают, чтобы собрать коллекцию и поставить на книжную полку.
Это, конечно, не относится ко всем белым. С тех пор как началось расистское президентство Трампа, некоторые даже погибли за идею расового равенства. В мае 2017 года в портлендском метро Рикки Джон Бест (Ricky John Best) и Талиесин Мирддин Намкай-Мече (Taliesin Myrddin Namkai-Meche), защищавшие двух девушек-мусульманок от белого расиста, получили смертельные ножевые ранения. Третий человек, защищавший девушек, Мика Дэвид-Коул Флетчер (Micah David-Cole Fletcher), был серьезно ранен. Три месяца спустя белый расист врезался на своей машине в толпу протестующих против неонацистского марша в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, в результате чего погибла Хизер Хейер (Heather Heyer).
А на прошлой неделе в Кеноше, штат Висконсин, во время марша участников движения «Жизни темнокожих имеют значение» (Black Lives Matter) были застрелены Джозеф Розенбаум (Joseph Rosenbaum) и Энтони Хьюбер (Anthony Huber), пытавшиеся разоружить Кайла Риттенхауса (Kyle Rittenhouse), активиста из группы добровольцев, охранявших имущество от мародеров. (Риттенхаусу предъявлены обвинения в умышленном убийстве двух человек и попытке убийства третьего). Все эти погибшие пополнили список таких прославленных мучеников эпохи борьбы за гражданские права, как Виола Лиуццо (Viola Liuzzo), Эндрю Гудман (Andrew Goodman), Майкл Швернер (Michael Schwerner) и преподобный Джеймс Риб (James Reeb). И тогда, и сейчас эти люди понимали свою моральную обязанность содействовать разрушению расистских систем, преимуществами которых пользовались сами.
Это испытание, которое еще предстоит пройти белым американцам, и очень многие предпочитают этого не делать. Положить конец расизму чернокожие не могут. Движению за гражданские права необходимы настойчивость и целеустремленность, а не модная, эпизодически появляющаяся и исчезающая эмпатия. Плакат «Жизни темнокожих имеют значение» в окне не остановит продолжающееся расистское насилие, которому способствует молчание белых.
То, что белым казалось важным три месяца назад, притупилось, стало неинтересным, как только они вернулись к своей жизни. Чернокожие не могут себе этого позволить — от решения этой проблемы зависит наша жизнь.