Результаты различных исследований указывают на неблагоприятные последствия в случае, если путают уверенность в себе и талант.
Клара и Луис работают в одном отделе транснациональной финансовой компании. По сравнению с Луисом Клара — более квалифицированный специалист, у нее больше опыт работы, а вот зарплата у них — одинаковая. Клара работает в компании на пять лет дольше, однако Луиса, который во время собеседования произвел впечатление, даже несмотря на молодость, приняли на работу сразу на такую же должность.
Очевидно, что Луис — эгоист, что проявляется не только на собеседованиях, но и во время выполнения внутренних командных заданий, презентаций перед клиентами и на сетевых мероприятиях. Луис говорит громче и дольше Клары. Более вероятно, что он станет перебивать других, чтобы с энтузиазмом поделиться идеями, потому что ему нравится их представлять. С другой стороны, Луис вряд ли будет пояснять мысли, во время выступления он часто бывает дерзок. Его начальник считает такое отношение «видением».
Когда Клара и Луис предлагают клиентам рекомендации, в основном говорит Луис. В ответ на вопросы клиентов Клара чаще предлагает несколько вариантов для дальнейшего изучения и комментариев. Если Клара не знает ответ, говорит об этом напрямую. Луис, напротив, никогда не предлагает альтернативные варианты, как правило, у него есть только одно предложение. Если клиент спрашивает то, что он не знает, Луис умело обходит вопрос. Таким образом начальник считает, что Клара менее уверена в себе и, следовательно, менее компетентна, чем ее коллега. В результате Луис идет на повышение и занимает руководящий пост, а вот Клара остается на месте.
Если Вы сталкивались с похожей ситуацией, которую в книге «Почему так много некомпетентных людей становятся руководителями» (Why So Many Incompetent Men Become Leaders) описывает Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic), так это потому, что, по мнению многих экспертов, на работе мы часто путаем проявление уверенности в себе с задатками лидерских качеств. На какой-нибудь конференции в Zoom Вы точно видели, как какой-нибудь коллега командует и перебивает всех, несмотря на то, что он далеко не самый компетентный сотрудник и не работает дольше всех в компании?
Такая ситуация рассматривается в исследовании, которое недавно опубликовал почетный профессор Стэнфордского университета в области методов практической деятельности Маргарет Энн Нил (Margaret Ann Neale) в соавторстве с профессором в области делового администрирования Питером Белми (Peter Belmi). Авторы исследования объясняют, как слишком самоуверенным сотрудникам, которых считают лучше других, удается достичь карьерного роста и достаточно легко стать успешными. А ведь на самом деле они могут быть далеко не лучшими и некомпетентными в своем деле.
В исследовании также отмечается, что в сегодняшней корпоративной среде уверенность в себе переоценивают. Как правило, если сотрудник говорит очень напористо или проявляет большую уверенность в себе, его сразу же считают более способным и не оценивают, обладает ли человек необходимыми способностями для выполнения работы. Как отмечает психолог, специалист в области творческого потенциала и развития лидерских качеств Томас Чаморро-Премузик, во многом из-за такой предвзятости женщины реже занимают руководящие посты.
Дискриминация по половому признаку
«В обществе переоценивают значимость уверенности в себе, поэтому женщины реже занимают руководящие посты»
Томас Чаморро-Премузик
Психолог, специалист в области творческого потенциала и развития лидерских качеств
«Дело не в том, что у женщин нет необходимых способностей или мотивации, а в том, что мы не замечаем некомпетентность мужчин. Когда мужчину рассматривают на руководящую должность, те черты, которые могут стать причиной провала, часто путают с лидерскими способностями или потенциалом, а могут даже считать таковыми. Поэтому мужчины становятся лидерами благодаря недостаткам характера, которые воспринимаются как яркие лидерские качества. Черты характера, как самоуверенность и эгоизм, должны вызывать обеспокоенность. А наша реакция прямо противоположна. Скорее всего, мы подумаем: "Ничего себе! Вот это харизма! Наверняка из него получится хороший руководитель". Поэтому в политике и бизнес-среде встречается так много некомпетентных руководителей. В такой ситуации, с одной стороны, у компетентных женщин и мужчин меньше возможностей, а, с другой стороны, сохраняется очень низкий уровень лидерства», — объясняет в книге Томас Чаморро-Премузик.
Как считает психолог, такой тип поведения чаще всего характерен для среднестатистического мужчины, а не женщины. Этот факт подтверждают и различные исследования. «В итоге складывается патологическая система, в которой за некомпетентность мужчин вознаграждают, а за компетентность женщин наказывают. Необходимо пересмотреть ошибочные критерии оценки лидерства и заменить их на более актуальные и эффективные показатели, на основании которых можно оценить фактическую производительность, а не карьерный успех отдельного сотрудника. Когда самые компетентные сотрудники будут становиться руководителями, ситуация улучшится не только для женщин, но и для всех нас», — уверен специалист.
«Такие черты характера, как эгоцентризм, должны вызывать обеспокоенность, а не восприниматься как "харизма", потому что могут стать причиной провала»
Психолог Томас Чаморро-Премузик
Профессор Северо-Западного университета Элис Игли (Alice Eagly) и ее коллеги, проанализировав 45 исследований в области лидерства и гендера, выяснили, что женщины в большей мере способны добиваться положительных изменений в работе команд и организаций, чем мужчины, в основном потому, что предлагают более эффективные стратегии управления. В частности, по сравнению с мужчинами к женщинам сотрудники относятся с большим уважением и гордостью, женщины точнее излагают видение, становятся лучшими наставниками, решают проблемы более гибко и творчески, больше расширяют права и возможности подчиненных, а также более справедливо и объективно оценивают их качество работы.
Напротив, согласно исследованию, лидеры-мужчины меньше общаются с подчиненными и реже вознаграждают их за работу. Как отмечает Элис Игли, мужчины уделяют меньше внимания развитию других и больше сосредоточены на собственном карьерном росте.
По мнению экспертов, дело в том, что существует основополагающий разрыв между настоящим лидерством и нашим представлением о нем. Личностные качества и поведение, необходимые для руководства, значительно отличаются от качеств и навыков эффективного управления.
Существует разрыв между чертами характера, необходимыми для руководителя, и навыками эффективного управления
Зигмунд Фрейд предложил убедительное объяснение первой части этого явления, отметив, что, как правило, до финишной прямой первыми добираются плохие парни. Как отмечал основатель психоанализа, лидер появляется тогда, когда группа людей или последователей заменяет собственный нарциссизм нарциссизмом лидера, так что их любовь к лидеру становится видом подсознательной любви к себе. Такая проекция любви к себе особенно распространена, если сами лидеры нарциссичны. «Как утверждал Фрейд, нарциссизм другого человека больше привлекает тех, кто частично отказался от своего собственного (…) как будто мы завидуем им, потому что они счастливы».
В сегодняшней ситуации такая позиция точно объясняет увеличение числа эгоцентрических руководителей в политике, бизнес-среде и других областях. В обществе сформировались скрытые стереотипные представления о лидере. Как правило, речь идет о человеке, по статистическим данным, скорее о мужчине, который не осознает собственные недостатки.
Кроме того, мы готовы дольше терпеть людей, опять же, как правило, мужчин, которые не так талантливы, как они сами о себе думают. Как это ни странно, те же психологические особенности, которые позволяют мужчинам стать лидерами, могут стать причиной провала. Как объясняет в книге Томас Чаморро-Премузик, те качества, которые необходимы для получения работы, не только отличаются, но и иногда прямо противоположны тем качествам, которые нужны для ее выполнения.
Сложно определить, соответствует ли чья-то уверенность способностям. Однако в рамках изучения этой проблемы авторы многочисленных научных исследований оценивали, насколько хорошими мы сами себя считаем (наша уверенность) и насколько мы хороши на самом деле (наша конкурентоспособность). Например, недавно немецкие профессора Александр Фройнд (Alexander Freund) и Надин Кастен (Nadine Kasten) провели мета-анализ, в котором приняли участие более 20 тысяч человек. Ученые выделили 154 связи между уровнем интеллекта, который обозначил сам человек, и результатами IQ-теста. В результате менее 10% тех, кто считал себя умным, сумели подтвердить уровень знаний в IQ-тесте.
Еще один любопытный факт заключается в следующем: самосознание, то есть понимание того, насколько мы хороши, растет по мере развития таланта. Одно из самых неожиданных открытий в психологии — это то, как мало действительно профессионалов в этой области и как много некомпетентных людей, которые различаются по способностям и считают, что ими обладают. Кроме того, самые недалекие люди менее точно оценивают таланты, сильно переоценивают положение по сравнению со сверстниками.
Самые недалекие люди также менее точно оценивают талант, который сильно переоценивают
Напротив, наиболее компетентные люди более самокритичны и не уверены в себе, особенно когда речь идет об экспертных знаниях. Например, согласно исследованию, студенты, получившие меньше 25% в тестах на грамматику, логику и юмор, оценили себя выше 60%. Напротив, те, кто постоянно себя недооценивал, получили результаты выше, чем сверстники. В этом же исследовании участники, получившие больше 87% оценили себя на 70 — 75%.
Результаты исследования однозначны: чем больше мы знаем, тем больше понимаем, что знаем, а что нет. Экспертные знания позволяют расширить самопознание, в том числе понять собственные недостатки. Напротив, чем меньше мы знаем, тем меньше осознаем недостатки и тем более высокомерны. В эссе, осуждая подъем нацистской Германии, знаменитый британский философ, математик и лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел (Bertrand Russell) отметил: «Проблема этого мира в том, что глупцы и фанатики слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений».