Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Адвокат Джерри Скиннер: Россия намеренно сбила пассажирский самолет на Донбассе (Укрiнформ, Украина)

© AP Photo / Peter DejongАдвокат Джерри Скиннер
Адвокат Джерри Скиннер - ИноСМИ, 1920, 07.09.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американский адвокат Джерри Скиннер, представляющий в ЕСПЧ интересы семей погибших рейса МН17, считает, что это было умышленное убийство, и Россия должна понести за это наказание. И что Украина стала конечной жертвой этого события и не имеет отношения к уничтожению авиалайнера.

Американский адвокат Джерри Скиннер представляет в ЕСПЧ интересы родственников погибших рейса МН17. Иск против России в Европейский суд по правам человека они подали в 2016 году.

Уже почти сорок лет Джерри Скиннер специализируется на авиакатастрофах. Среди его многочисленных дел и страшная трагедия над шотландским городом Локерби 21 декабря 1988 года, когда взорвался самолет Boeing 747 авиакомпании Pan American, выполнявший рейс из Лондона в Нью-Йорк. Тогда погибло 259 человек на борту и 11 жителей Локерби, ведь горящие обломки самолета упали прямо на город.

Впервые с Джерри Скиннером мы встретились в Нидерландах 9 марта 2020 года, когда в судебном комплексе «Схипхол» стартовал уголовный судебный процесс по делу MH17.

17 июля 2014 года над оккупированной частью Донбасса был сбит пассажирский Boeing-777 малазийских авиалиний. На борту лайнера находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. После почти шести лет расследования Международная совместная следственная группа (JIT) пришла к выводу, что самолет рейса MH-17 был сбит зенитно-ракетным комплексом «Бук», который принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде противовоздушной обороны российских вооруженных сил, дислоцированной в Курске.

Наша встреча с адвокатом состоялась неподалеку от судебного комплекса «Схипхол» и аэропорта Схипхол, откуда шесть лет назад вылетел тот самый пассажирский МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

— Господин Скиннер, расскажите, пожалуйста, почему вы решили специализироваться именно на авиакатастрофах? Что повлияло на такой ваш выбор?

— Мой отец воевал во Второй мировой войне. Участвовал в освобождении Дахау. Это вдохновило меня работать в сфере, где людям нужна помощь, хотя порой она приходила поздно. Собственно, это в значительной степени касается судебных процессов об авиакатастрофах. А еще в 1983 году, сразу после того, как я начал юридическую практику, самолет авиакомпании Air Canda приземлился в моем родном аэропорту с пожаром на борту. Два фактора просто сработали…

— Вас хорошо знают после трагедии над Локерби. Следствие длилось три года, впоследствии было выдвинуто обвинение против двух агентов ливийской разведки. Сначала Ливия отказывалась выдавать подозреваемых. Однако после того, как против этой страны Совет Безопасности ООН ввел международные санкции, Ливия согласилась выдать подозреваемых для проведения судебного заседания в Нидерландах в соответствии с законами Шотландии. После 9 месяцев судебного разбирательства один из обвиняемых был признан виновным. Вы представляли иск родственников погибших. В обмен на снятие санкций были выплачены компенсации. О каких выплатах идет речь?

— В отношении Pan Am 103 (взорванный самолет Боинг 747 над Локерби) было два дела. Я не работал над внутренним делом, которое было возбуждено в Окружном суде США Восточного округа Нью-Йорка против Pan American и Службы оповещения. Самолет взорвался из-за бомбы с детонатором давления, чувствительным к высоте, которая была замаскирована под магнитофон, помещенный в багаж агентами Службы безопасности правительства Ливии.

Дело против Ливии базировалось на роли страны как спонсора террора и действиях против 270 невинных гражданских лиц. В конечном итоге была назначена компенсация убытков в размере 2,7 миллиардов долларов.

— В каких еще делах вы участвовали? Были ли дела, не связанные с авиацией?

— Катастрофа MD-82 в Детройте (Northwest Airlines Flight 255), взорванный Боинг-747 над Локерби (Pan Am Flight 103), катастрофа Боинга-747 под Нью-Йорком (TWA Flight 800), катастрофа MD-11 под Галифаксом (Swiss Air 111), катастрофа Боинга-767 под Нантакетом EgyptAir 990, катастрофа Comair 3272, рейс 427 USAIR, рейс 405 USAIR; десятки авиационных инцидентов пригородных авиалиний, авиации общего назначения и вертолетов; судебные дела Cessna Caravan 208B в нескольких округах и многочисленные случаи аварий при прыжках с парашютом…

Были и другие дела: пожар в Beverly Hills Supper Club 1978 года, пожар в MGM Grand Hotel, пожар в Holiday Inn Cambridge, ответственность за использование лекарственных препаратов в нескольких округах, антимонопольный судебный процесс и много других исков.

— После сбития MH-17 родственники погибших обратились в ЕСПЧ, обвинив РФ в нарушении прав человека. Это исковые заявления «Айлей против России» (подан в 2016 году) и «Англин против России» (в 2018 году). По первому из упомянутых исков вы представляете интересы родственников погибших. Какова их позиция?

— Позиция родственников погибших заключается в том, что Россия несет ответственность за умышленное убийство и должна быть привлечена к ответственности и возместить ущерб по меньшей мере ради справедливости.

— Какой была реакция России на иск?

— Мы обратились в Европейский суд по правам человека в 2016 году. Понадобилось много усилий, чтобы собрать необходимый пакет документов, большая часть из которых была в электронном виде, создать достаточную базу обвинений против России. После этого мало что происходило, вплоть до сентября, когда Россию попросили предоставить ответ и она его предоставила. Все те же конспирологические теории, о которых они уже говорили раньше, все те же обвинения в адрес Украины… По моему мнению, доказательства причастности России очень убедительны: их видели, их записали, их сфотографировали и сняли, зафиксированы разговоры. Это было российское оружие, его нашли на месте преступления: обломки, которые собрали на месте катастрофы и которые изъяли из тел погибших, соответствуют элементам боеголовки той самой модели «Бука», которая находится на вооружении РФ.

Дело в ЕСПЧ возбуждено с целью взыскания с РФ справедливого возмещения за использование военного оружия для продвижения своих государственных политических интересов против Украины, против гражданского авиалайнера, когда было убито 298 человек. Речь идет о лишении права на жизнь. Ущерб фактически не поддается количественной оценке. Мы поддались, Россия выступила против, наш ответ должен быть отправлен в декабре 2020 года. Мы пока не знаем: примет ли суд решение на бумаге, или будет проводить слушания относительно доказательств. Проблема в том, что у ЕСПЧ огромное количество дел на рассмотрении. Вы ждете в очереди, и это ожидание порой сменяется периодом нешуточной активности: сбор информации, подготовка документов. На данный момент у нас есть еще пауза, связанная с коронавирусом, суд откроется только осенью.

— Трагедия MH17 — уникальный случай. Существует ли риск того, что ЕСПЧ не рассмотрит дело по существу? Или скажет, что сначала необходимо было поехать в Россию, ведь по процедуре, когда вы судитесь против страны, то должны сначала пройти судебные процедуры в самой этой стране.

— MH17 не уникальный случай. Россия сбила авиалайнеры в Грузии, Чечне, на приграничных территориях Востока и в других местах. Похоже, Россия использует авиалайнеры в качестве целей в конфликтах со странами бывшего восточного блока. Мы уверены, что процессуальное обязательство относительно использования всех внутренних средств правовой защиты статьи 2 ЕСПЧ будет означать, что отказ России от расследования, ложь, злоупотребления доказательствами и отказ в сотрудничестве освободят семьи от какого-либо обязательства подать иск против России в самой России. Есть процедуры и есть исключения — если поведение стороны таково, что ее представители не проводили собственное расследование, скрывали факты — показания свидетелей или документы, а они скрывали и одно, и другое. В частности, они «потеряли» данные радаров с ближайшей станции, которая могла зафиксировать все, что произошло. Они буквально из ничего составили «доказательства», в кавычках, об украинских истребителях — все это фальсификация и дезинформация, и они делают это вновь и вновь.

Еще один момент: никто никогда не подавал в суд на Россию в самой РФ и выигрывал дело. К тому же юристы часто не доживают до принятия решения: кого-то могут отравить или застрелить. Поэтому, исходя из их поведения и физической угрозы, мы можем попасть под исключение.

РОССИЯ ГОТОВИЛАСЬ К УНИЧТОЖЕНИЮ САМОЛЕТА

— По вашему мнению, пассажирский самолет рейса МН17 был сбит по ошибке?

— Это было сделано намеренно, с умыслом — сбить авиалайнер и убить невинных. Иначе зачем России преодолевать сотни километров до района, который удерживают боевики, где коридор коммерческой авиации предоставлял им цели.

Было инициировано вторжение, которому также предшествовало медленное проникновение российских военных «в отпуск». Группы контроля над вооружением в течение нескольких месяцев, еще до нападения, наблюдали за тяжелым вооружением в этой местности. Если ты стоишь посреди дороги, то тебя собьет машина, если стоишь под коридором, который используется для коммерческого авиасообщения, — над тобой пролетит самолет. Это значит, что они хотели сбить коммерческий самолет. Если вы посмотреть на то, какое оружие РФ отправляла в Украину, становится понятно: они готовились к этому. Речь идет о полноценной военной кампании с участием российской армии. Они перевозили танки, системы залпового огня, оборудование и людей. Мне кажется, целью РФ было обвинить в крушении самолета Украину и использовать это как повод ввести войска. Это была провокация, сбивали намеренно.

— Россия отвергает все обвинения и переводит стрелки на Украину. Как вы оцениваете роль Украины в этой трагедии?

— Украина, опираясь на историю российских атак на низко летающие военные цели с конца мая до даты атаки на MH-17, закрыла свое воздушное пространство до эшелона FL 300. Украина стала конечной жертвой этого события. Она сделали все, к чему побуждала российская агрессия. Она не имеет отношения к действиям, которые совершила Россия по уничтожению авиалайнера.

— Какие новые факты трагедии стали известны?

— Я не могу говорить о многих новых фактах. Они есть в уголовном деле, и пока идет процесс, говорить о них неразумно. Количество доказательств растет. Это событие было масштабным, с большим количеством игроков и оставило много разных следов после себя.

НИДЕРЛАНДЫ — МОЩНЫЙ СОЮЗНИК В ЕСПЧ

— За неделю до шестой годовщины трагедии МН-17 Нидерланды как государство тоже объявили об иске против России в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Как вы оцениваете такой шаг Нидерландов?

— Мы очень довольны шагом Нидерландов относительно официального представления в ЕСПЧ. Это дает нашим семьям крепкого союзника в лице государства. Когда люди от правительства работают над делом, это дает нам больше силы. В наше дело верит страна, которая пострадала больше всего.

И если в РФ думают, что все спустится на тормозах, что Россия сильная и великая, то они ошибаются.

— Сколько адвокатов участвует в деле MH17?

— Привлечено 5-8 нидерландских юристов. Также работают юристы из Австралии, Малайзии, Германии, Великобритании, Канады и США. В ЕСПЧ, наверное, участвует 16 юрисконсультов.

— Как вы стали адвокатом родственников в деле MH17 в ЕСПЧ?

— Это особенно жестокий поступок России, обилие смертей, ужасный акт российской агрессии. Нужно добиваться справедливости. Я работал в юридической фирме в Сиднее, когда семьи в Австралии искали помощи и ответы и начали звонить мне и встречаться со мной.

— С какими трудностями столкнулись в этом деле?

— Наибольшую трудность вызвали препятствования со стороны России, ее ложь, дезинформация, ограничение доступа к доказательствам и в целом общее нежелание сотрудничать.

— В Амстердаме вы встречались с адвокатами по делу MH-17. Что это была за встреча?

— Я встретился с группой нидерландских юристов, которые представляют интересы родственников погибших. Я являюсь частью этой группы. Мы предоставили родственникам наше краткое резюме относительно уголовного дела и прогресса в ЕСПЧ. Это был отчет о состоянии дел. Содержание встречи конфиденциальное. Мы обсудили план действий.

РОССИЙСКОЕ ОКНО В УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

— Как вы оцениваете процесс в судебном комплексе «Схипхол»? И сколько лет он может длиться?

— Уголовное дело необходимо. Доказательства, собранные международной Совместной следственной группой, весомые и убедительные. Но это дело не преследует настоящего виновника. Ответчиком является Российская Федерация. Дело ЕСПЧ окажет в конечном итоге большее влияние на правосудие. Уголовное дело может длиться еще год-два.

— В судебном комплексе «Схипхол» происходит рассмотрение уголовного дела в отношении трех обвиняемых россиян и одного украинца, однако причастных к крушению МН-17 значительно больше. Кого еще могут привлечь к ответственности?

— В конечном итоге ответственен за этот акт господин Путин и его главные советники. При нынешних обстоятельствах его не будут судить. Если люди наконец заставят его уйти с должности, то все может измениться. Некоторые советники, особенно руководители наступления России на Донбасс, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

— Один из четырех обвиняемых, подполковник-спецназовец ГРУ Олег Пулатов, изъявил желание приобщиться к процессу. Его интересы в суде представляют двое нидерландских адвокатов. Как вы оцениваете позицию защиты и почему, по вашему мнению, Пулатов решил приобщиться?

— Господин Пулатов — это российское окно в дело и возможность для России сорвать уголовный процесс. Его защита пытается все затянуть. Он не решал участвовать в деле. Это решение было принято за него. Господина Пулатова используют. По крайней мере, на словах Пулатова и других двух россиян «бросают под автобус», чтобы отвлечь внимание общественности от российского государства.

— Кто, по вашему мнению, несет ответственность за доставку в Украину «Бука»?

— Владимир Владимирович Путин.

— В каком суде можно судить Путина?

— На данный момент нет суда, в котором можно бы было судить Путина. ООН могла бы создать трибунал по военным преступлениям для рассмотрения дела Крыма, Донбасса и МН-17. Но до этого еще далеко.

— По вашему мнению, осуществляют ли Нидерланды и международное сообщество достаточное давление на Россию?

— Нет. Давление недостаточное. Ни Нидерланды, ни Австралия, ни Малайзия, которые никогда этого не сделают, ни США, которые не могут использовать имеющиеся у них доказательства…

— Каковы ваши прогнозы относительно того, сколько лет может длиться процесс MH17?

— Дело в отношении взорванного самолета Боинг-747 над Локерби длилось 15 лет. В ЕСПЧ я ожидаю 10.

— Что произойдет, если Россия не признает судебных решений? Как можно давить на Россию?

— У России везде есть собственность. Правительства должны сотрудничать в изъятии и ликвидации имущества. Я также думаю, Россия должна лишиться права на посадку самолетов в пострадавших странах: Нидерландах, Бельгии, Франции, Германии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и т. д. Необходимо давить на них, пока они не начнут действовать ответственно.

— Какая компенсация уже была выплачена родственникам и кто это сделал?

— Малазийские авиалинии выплатили компенсации большинству семей согласно Монреальской конвенции 1999 года. Мы не знаем сумм, они были довольно небольшие.

— Кто ваши клиенты?

— 40 австралийцев, малазийцев и граждан Нидерландов являются моими индивидуальными семейными истцами.

— Что для вас значит быть адвокатом для родственников погибших на борту MH17?

— Для меня большая честь представлять моих клиентов. Это замечательные семьи. Я хочу справедливости для всех семей, больше всего — справедливости для 80 детей. Я хочу закончить 40-летнюю авиационную юридическую практику, сделав что-то хорошее для этих людей.