«У правительства пока нет определенной позиции по этому вопросу. Может быть, мы не будем его касаться. Обсудим эту тему с президентом».
Это ответ премьер-министра Финляндии Санны Марин (Sanna Marin) на вопрос журналиста газеты «Илталехти» (Iltalehti) о том, как следует относиться к желанию Германии приостановить строительство важного для России газопровода «Северный поток — 2».
Строительство газопровода, проходящего по дну Балтийского моря, вновь стало актуальной темой, когда немецкие политики заговорили о газопроводе как способе воздействия на Россию.
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас (Heiko Maas) «выразил надежду», что Россия не вынудит немцев изменить отношение к строительству газопровода. Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel), в свою очередь, заявила, что исключать принятия мер, связанных со строительством газопровода, нельзя.
США и раньше налагали санкции на компании, занимающиеся строительством газопровода. Немцы активизировались после того, как в России отравили оппозиционера Алексея Навального.
«Северный поток — 2» — чрезвычайно важный для России проект, поскольку по нему российский газ сможет попадать в Центральную Европу, не проходя через Белоруссию и Украину. На деле Россия по-прежнему живет экспортом газа и нефти, и Европа остается для нее важнейшим рынком.
С другой стороны, Германия сильно зависит от российского газа, и новый газопровод снизит стоимость газа в Центральной Европе.
Пока антироссийские санкции ЕС на практике никак не повлияли на действия России, к примеру, на Украине и в Крыму. Прекращение строительства газопровода может стать эффективной мерой.
Правда, в этом случае ЕС стоит готовиться к таким же масштабным ответным действиям.
«Северный поток — 2» изначально считался спорным проектом, который, по мнению многих, противоречит интересам ЕС — энергетика всегда была частью российской политики силы, и новый газопровод только увеличит зависимость от России.
Например, в Швеции газопровод, тянущийся по морскому дну, воспринимается исключительно как политический вопрос, связанный с безопасностью региона Балтийского моря.
Об особом отношении Финляндии к России и страхе политиков перед страной-соседом свидетельствует то, что финские власти обсуждали строительство газопровода только с позиции экологии. Позже финны стали принимать в строительстве газопровода непосредственное участие: государственная компания «Фортум» (Fortum) и принадлежащая ей компания «Унипер» (Uniper) финансируют строительство «Северного потока — 2».
В последние недели много говорилось о том, как тяжело было представителям финского хоккея встать на защиту прав человека и выступить против отправки команд в Белоруссию. Когда речь заходит о России, финские политики быстро превращаются в подобие хоккейных тренеров — они с трудом выбирают определенную позицию и ищут, на кого бы свалить ответственность.
Финляндии надо набраться смелости и заговорить о санкциях. Нам нужно сформировать с ЕС единую линию в отношениях с Россией. Если «Северный поток — 2» — составная часть политики Евросоюза в отношении России, то Финляндии необходимо ее поддерживать.