Если кто-то захочет узнать, какой будет следующая технология против Украины, то ему стоит посмотреть новостную ленту и несколько телешоу российских пропагандистских каналов. Если возникнет желание посмотреть, как на практике реализуется эта технология, то ему нужно обратиться к «медведчуковским» телеканалам. Если же он — патриот, который ненавидит Москву и готов отдать жизнь за Украину, но не приемлет демократического выбора украинцев, то ему путь на «Прямой», «5-й канал» и «Еспресо». Причем последние под прикрытием патриотичности и вселенского переживания за будущее Украины часто по вредоносности мало чем уступают откровенным врагам.
Не буду останавливаться на банальных фактах о том, что Виктор Медведчук удивительным образом как никогда набрал силу и стал настоящим олигархом, именно во времена правления «самого патриотичного» пятого президента Украины. В это время он не только превратился в монополиста поставок сжиженного газа и дизельного топлива на Украину, но и «прикупил» три информационных телеканала и таким образом обеспечил бесперебойное информирование украинцев с позиций пропутинских взглядов. Эти каналы стали главной информационной опорой для ОПЗЖ, являющейся прокремлевской политической силой на Украине. Однако в последнее время вскрылась отчетливая тенденция — каналы Порошенко и каналы Медведчука хором спели одинаковую песню, лейтмотивом которой является беспощадная борьба против действующего президента Украины.
Теперь об этом немного поподробнее. То есть о том, что же объединило таких на самом деле антиподов в священном гневе против Зеленского? Понятно, что появление на политической сцене и победа Зеленского удивило всех. Он смог перемешать привычную, засаленную колоду карт, что позволило эксперту Дмитрию Литвину заговорить о гибели старых иерархий. Действительно, если взглянуть на то, насколько изменился политический ландшафт в стране, причем начиная от Чопа и до Харькова, то можно понять ярость и ненависть аутсайдеров. Здесь речь идет не только о политическом истеблишменте, который проиграл, но и о творческой интеллигенции, интеллектуалах и моральных авторитетах, которые занимались обслуживанием власти. Которые довольствовались тем, что кормили общество интеллектуальной мертвечиной и пустопорожними баснями о величии прошлого. Им платили за то, чтобы они постарались отвлечь от насущных проблем как можно больше людей.
Устоявшаяся схема «власть-оппозиция», годами апробированная на российском и украинском просторах, при условии, что в вопросе разворовывания государства между ними существовал твердый консенсус, ибо ворон ворону ока не выклюет, прекратила существование. Безусловно, олигархи еще не прекратили перекупать штабелями народных депутатов. Они все еще умудряются запихнуть свои креатуры в партийные списки. Но в парламенте появилось большинство, которое способно противостоять системе. Все это стало возможным благодаря тому, что 73 процента избирателей решили проголосовать за несистемного комика. А у традиционных политиков против него не оказалось никаких средств противодействия.
Наиболее существенным стало то, что «комику» удалось получить электоральную поддержку не только по всей стране, но даже и в традиционной вотчине регионалов и пророссийских сил на востоке и юге Украины. Ему удалось потеснить ОПЗЖ в регионах, которые были устойчивыми поставщиками пророссийских кадров в центральную власть. Схема раскола на восток и запад, которым вместе никогда не быть, вдруг из-за казуса Зеленского сломалась. Но одно дело — заручиться поддержкой граждан на выборах, и совсем другое — преодолеть устоявшуюся кланово-олигархическую систему, которая обладает невероятными материальными ресурсами, финансовыми возможностями и почти монополией в информационном пространстве. Ко всему этому, она легко маскируется, то под отъявленных патриотов, то под голубей мира из ОРДЛО и России.
Теперь становится очевидным, что ОПЗЖ будет беспощадно крушить электоральную базу Зеленского, представляя его лжецом, который не выполнил обещаний, данные избирателям на востоке. Называть его копией Порошенко. И все это будет делаться для того, чтобы откусить себе кусок избирательного пирога у Зеленского и взять страну под свой контроль.
Еще раньше в ОПЗЖ, как попугаи, вторили кремлевской пропаганде, что российско-украинской войны нет, а есть гражданский конфликт внутри страны, который вот-вот грозит перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Они напрягались, придумывали, разыгрывали постановочные сцены, за деньги даже ангажировали известные «националистические» структуры, чтобы те обеспечивали российское телевидение соответствующей картинкой, представляя криминальные разборки за контроль над контрабандой как региональное восстание. И всякий раз демонстрировали, что Украина — не государство, а сплошная анархия и беззаконие. Даже сейчас печально известный юрист Андрей Портнов не может обойти ни одного инцидента, чтобы не заклеймить власть Зеленского тем, что она никак не наведет порядок с уличной активностью. И все это направляется в копилку того, что Украина на грани гражданской войны.
А теперь о том, как самый патриотичный президент Петр Порошенко рука об руку работает с пророссийской ОПЗЖ. Да, вы не ошиблись — у них общие интересы. Вернемся во времена выборов. Для Петра Алексеевича самым желанным конкурентом на выборах президента был представитель ОПЗЖ Юрий Бойко. По всем подсчетам, только в такой конфигурации Порошенко имел хоть какой-то шанс победить на выборах. Но вмешалась сторонняя сила и все испортила. Ценность этой силы заключалась в том, что она давала людям возможность выбора. Поэтому расставленная ловушка: или Порошенко, или Бойко — больше не сработала. У людей появилась альтернатива. И они за нее проголосовали.
Поражение для Порошенко было устрашающим. Можно сказать, даже унизительным. Поэтому его сторонники немедленно бросились вымещать свой гнев на победителя и на тех, кто его поддержал. Посыпались не только обвинения в том, что он несамостоятельный, пророссийский, ручная кукла олигархов, но и гекатомбы грязи. Его избирателей называли тупым мусором, лишенным критического мышления. Идиотами, загубившими Украину-мать. Пророчили, что он немедленно сдаст Украину России, что обеспечит реванш регионалам и разрушит экономику государства. Этот отвратительный процесс часто граничил с «расчеловечиванием». Историкам хорошо известно это явление. Например, во времена Второй мировой войны нацистская пропаганда еще до начала массового убийства евреев и цыган создала для них образ «недочеловеков», убивать которых без суда и следствия должно было бы стать не только нормой, но и не вызывать угрызений совести у убийц.
Погрузившись в глубины социальных сетей сторонников Порошенко, создается впечатление, что это среда единомышленников готова расправиться с людьми, которые сделали иной выбор, уже и сейчас. Понятно, что не обошлось без разжигания вражды также и с противоположной стороны. Если переместиться в социальные сети, то на Украине уже давно идет якобы гражданская война, которую ни при каких обстоятельствах нельзя перенести в реальность. Сейчас же раздуваемая тысячами троллей, часто даже не только украинских, приумножаемая на олигархических каналах ненависть друг к другу реально грозит украинскому обществу взрывом. Этот масштабный взрыв, если его допустить, станет концом украинского государства.
Но если посмотреть на все эти события с холодным расчетом, выявив истинные причины и мотивы эскалации напряженности, то катастрофу можно будет предотвратить. Если признать хотя бы частично, что волны, которые раскачивает Петр Порошенко, являются не только его попыткой остаться в политике, возглавить национальную оппозицию, но и попыткой избежать ответственности в суде, то это могло бы остудить часть тех, кто действительно переживает за судьбу Украины, для кого Порошенко почему-то и в дальнейшем является синонимом независимой Украины.
Если донести к публике истину, что все эти «стоп реванши» — это, как правило, избирательные технологии и самозащита предыдущей команды от правосудия, то можно было бы уменьшить градус противостояния в обществе. Если ветераны АТО больше не будут молчать, когда партия «Европейская солидарность» и лично Порошенко снова захотят возглавить их марш, чтобы инструментализировать его для предвыборной агитации, то тогда многие задумаются, что пятый президент и ветераны — это не одно целое.
И на завершение. Самая сильная черта украинского общества, которая является антидотом против диктатуры и гражданской войны, — это демократическая сменяемость власти. Как бы ни хотелось предыдущему президенту остаться в самом высоком кресле, он уступил место тому, кого избрало большинство. С известными трудностями и сопротивлением, но все же оставил пост. Чего нет в Белоруссии и в путинской России, где диктаторы зубами цепляются за власть и готовы бросить страну в пучину гражданской войны.
Нам же надо научиться сверять звучащие после боя громкие лозунги с тем, какой была реальная политика этого «борца». А также осознать, что принцип «все для выборов и ради выборов» — паразитарный. Он ведет к тому, что очередная клика сможет поживиться государственным ресурсом. Он работает на поляризацию и разъединение общества. Он не созидательный, а потому бесперспективный.