Уже давно телевизионное выступление министра экономики ФРГ не вызывало такой фурор. Петер Альтмайер (ХДС) заявил в эфире передачи «Hart aber fair», что не знает ни одного случая, когда санкции против какой-либо страны изменили бы ее поведение. Такие меры скорее приводят к ужесточению политики. Сигнал был ясен: Альтмайер хочет, чтобы второй газопровод через Балтийское море — «Северный поток-2» — был достроен, невзирая на отравление российского оппозиционного политика Алексея Навального. Он разделяет это желание вместе со значительной частью немецкой экономики. Вот только почему этот проект настолько важен для них? Германии нужен газ? И какую роль он играет среди источников энергии?
Многие потребители полагают, что причина кроется, прежде всего, в отказе от атомных и угольных электростанций. В конце концов, газовые электростанции считаются надежным инструментом для компенсации при колебаниях возобновляемых источников энергии. Если солнце не светит, и ветер не дует, их можно быстро запустить, как и снова отключить. Кроме того, по соотношению с вырабатываемой энергией выбросы вредного для окружающей среды углекислого газа у них намного меньше, чем у угольных электростанций.
Тем не менее, только 13 процентов используемого в Германии природного газа направлено на выработку электричества. Даже при дальнейшем росте доля электричества в совокупном потреблении будет невелика. Втрое выше потребности промышленности. Метан, который преимущественно состоит из природного газа, во многих процессах трудно заменить. Кроме того, почти одна треть потребления приходится на частные домохозяйства, прежде всего, для отопления домов.
Почти каждая вторая квартира отапливается при помощи газа. В старых зданиях это доля из-за замены неэкологичных масляных систем отопления может быть еще выше. В новых постройках, напротив, распространены центральные системы отопления и тепловые насосы. В прошлом году только 37 процентов новостроек снабжались газом. В целом, доля газового отопления в Германии еще в 2011 году достигла своего пика в размере 9,3 млн. систем, в прошлом году она снизилась до 7 млн., хотя в последнее время снижение замедлилось. Улучшенная теплоизоляция в будущем также может способствовать снижению потребления газа. Однако пока что успехи в этой области скромные.
Среди аргументов сторонников нового газопровода не только потребность Германии в газе, но также и истощение других источников. В последнее время Россия поставляла около 40 процентов потребляемого в Германии природного газа, 30 процентов поступало из Нидерландов и 20 процентов из Норвегии. Добыча внутри страны находится в процентном выражении на уровне лишь однозначных цифр. Сейчас проблемы связаны, в первую очередь, с поставками из соседних западных стран. Нидерланды решили отказаться от добычи газа, поскольку возникающие от выкачивания газа пустоты приводили к землетрясениям и повреждениям зданий, что вызвало рост недовольства среди населения.
В свою очередь, уже сейчас российский газ, который идет по двум существующим трубам через Балтийское море, а также через Украину и Польшу в Германию, не может покрыть все потребление внутри страны. Газ идет транзитом дальше, за пределы Германии. В основном — в Чехию и Нидерланды, а также во Францию, Швейцарию и Австрию. Частично из этих стран он затем идет и в другие государства. Газовый рынок уже давно стал общеевропейским.
Задействованные в проекте компании приводят прежде всех остальных следующий аргумент: речь идет о далеком от политики, либерализированном рынке. Но окупится ли «Северный поток — 2» для инвесторов, здесь мнения экспертов расходятся. Немецкий институт экономических исследований еще два года назад представил исследование, в котором эксперты пришли к противоположному выводу.
Отсутствие единства среди экспертов связано среди прочего с тем, что на будущее развитие газового рынка воздействуют многие факторы, которые частично влияют и друг на друга. К тому же идет поиск альтернативных источников энергии, например СПГ, который транспортируется суднами и для которого не нужны стационарные газопроводы. Но пока что это существенно дороже. С учетом недавнего решения о том, что ЕС до 2050 года полностью откажется от ископаемых источников энергии, это означает, что 2050-й год — это крайний срок, к которому европейцы должны прекратить сжигать природный газ. Но и до этого объем должен будет резко сократиться.
Сразу после своего назначения министр экономики в одну из своих первых командировок отправился в Киев и Москву, чтобы выступить в роли посредника в газовом конфликте. Тогда речь шла прежде всего о том, чтобы значительная часть поставок продолжала идти через Украину, чтобы обеспечить надежность энергоснабжения и транзитные сборы для Киева.
И все же все едины во мнении, что существующих трубопроводов пока что хватает для покрытия потребностей Центральной и Западной Европы. Так что даже критикуемый нами министр экономики ФРГ в ходе своего телевизионного выступления отметил, что в случае остановки проекта газопровода поставки газа на Запад не уменьшатся ни на кубический метр. Так что немцам не придется мерзнуть в любом случае — будут ли введены санкции или нет. На данный момент об этом беспокоиться не стоит.