В небольшом парке Йойоги-Фукамачи в токийском районе Сибуя сейчас никто из посетителей не испытывает нужды. Люди просто не могут пройти мимо общественного туалета. Рядом кто-то играет в футбол на искусственном газоне; на детской площадке неподалеку какая-то девочка забралась на «скалодром» и теперь зовет на помощь папу. Но намного больше внимания привлекает к себе именно туалет: он состоит из трех секций и имеет стеклянные стены. Это детище архитектора Сигеру Бана (Shigeru Ban).
Снаружи можно заглянуть внутрь и увидеть, насколько туалет чист и свободен ли он в данный момент. Но как только кто-то закрывает дверь изнутри, стены перестают быть прозрачными — и можно пользоваться туалетом по назначению. Практически.
Прозрачный туалет в Сибуе — выставочный образец новейшей серии общественных уборных, с помощью которой Япония демонстрирует, как она обходится с темой естественных потребностей человека. Спонсором выступил некоммерческий фонд Nippon, а консультантами — представители производящей туалеты фирмы Toto.
Поводом стали Олимпийские и Паралимпийские игры в Токио, которые из-за пандемии пришлось перенести с этого лета на следующее. Всеобщему облегчению должны способствовать особенно ценные в архитектурном и гигиеническом смысле туалеты, установленные в разных районах Токио. Туалет от Бана в Сибуе — один из первых, но скоро появятся еще несколько подобных объектов. Представитель Toto Хирофуми Мацутаке (Hirofumi Matsutake) сказал по этому поводу: «Мы хотим представить иностранным гостям нашу туалетную культуру».
Шедевры чистоты
Toto — крупнейшая в мире фирма, занимающаяся производством продукции этого вида. Конечно, этот проект возник в том числе и в рекламных целях. Тем не менее естественность, с которой Хирофуми Мацутаке произносит слова «туалетная культура», говорит, что санитарно-технические сооружения в островном государстве имеют особое значение.
Причем совершенно справедливо. Никакое другое место не посещается каждым человеком так регулярно, как туалет. Отправление естественных надобностей — решающий фактор гигиены и здоровья общества.
Это не просто пиар, как когда, например, стартап из Сан-Франциско во времена пандемии позиционирует собственную концепцию туалетов как особенно важную: приложение Good2go помогает людям, испытывающим нужду, найти чистый туалет. Япония входит в число образцовых стран, когда речь заходит о нормах гигиены. Чистота здесь — дело национальной чести. Общественные уборные зачастую представляют собой шедевры чистоты, причем совершенно бесплатные, в отличие от туалетов в Германии. Туалеты в японских домах также представляют собой высокотехнологичные устройства, которые борются с грязью и неприятными запахами с помощью специальных дезинфицирующих жидкостей, экономят воду при сливе и имеют «умную» систему вентиляции.
Под впечатлением от европейской сантехники
Основатель компании Toto Кацучика Окура (Kazuchika Okura) когда-то увидел европейскую санитарную технику, установленную в общественных туалетах. Она произвела на него настолько сильное впечатление, что он по возвращении в Японию, по сути, скопировал ее и в последующем сыграл ключевую роль в переходе к ней от старых выгребных ям. Хирофуми Мацутаке говорит, что и «предшественники» современных японских туалетов пришли в Страну восходящего солнца из-за границы — из США и Швейцарии. Это была медицинская техника, предназначенная для ухода за лежачими больными.
Японские инженеры скомбинировали ее с обычным туалетом. В 1980 году фирма Toto представила свой первый туалет с гигиеническим душем и возможностью настройки температуры воды. «Поначалу общественность приняла его не слишком хорошо», — рассказывает Мацутаке. Но технологии в этой сфере продолжали развиваться, и сейчас уже никто не станет отказываться от таких вещей, как стульчак с подогревом или гигиенический душ. По данным Toto, 80% всех японских квартир оборудованы сантехникой с дополнительными программами.
Крышка поднимается автоматически
Но возникает вопрос: а так ли они нужны на самом деле? Что ж, это очень европейский вопрос. Ничего не поделаешь: японская промышленность специализируется на том, чтобы обеспечивать комфорт с помощью все новых и новых электронных приемов. В Стране восходящего солнца давно уже есть туалеты с крышками, поднимающимися автоматически при приближении человека. «Это своего рода приветствие», — поясняет Мацутаке.
Туалеты в офисных зданиях часто оборудованы сантехникой, которая дополнительно издает звук смываемой воды, чтобы специально заглушить звуки, которые может издавать человек, сидящий на унитазе. А дорогие модели домашней сантехники оборудованы специальными лампочками, мягко светящимися в темноте, чтобы не будить полусонного человека, которому в ночи потребовалось справить нужду. Японские производители сантехники, похоже, предусмотрели буквально все.
Но что же: может, когда-нибудь появятся туалеты, которые будут приветствовать посетителей филигранным открытием крышки, подавать им напитки, складывать туалетную бумагу? Хирофуми Мацутаке, по собственному признанию, склоняется к тому, что туалеты будущего, скорее, будут играть определенную роль в «управлении здоровьем», а именно автоматически проводить анализ мочи и кала.
Но до этого пока еще не дошло. Последний писк сантехнической «моды» — проект общественных туалетов в Токио. Синтез туалета и искусства в парке Йойоги-Фукамачи действительно можно назвать выставкой достижений японских производителей санитарной техники. Кстати, как заверил Мацутаке из фирмы Toto, новейшие туалеты очень легко и приятно мыть благодаря оптимизированным материалам, из которых производятся сантехника и покрытие пола.