После того как в августе была обнародована сделка между Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Израилем, отношение к этому вопросу России в значительной степени было проигнорировано большинством западных СМИ. Однако Россия высказала свою точку зрения об этой сделке после того, как разобралась в ситуации и узнала, что к ней подключился и Бахрейн.
Судя по всему, Россия принимает ее, но одновременно сохраняет к ней скептическое отношение. При этом лежащее на поверхности официальное мнение может оказаться лишь частью этой истории. Заключенная сделка является американским проектом, и она может иметь негативные последствия для возрастающей роли России в этом регионе.
В статье, опубликованной Институтом Ближнего Востока в августе, по сути, утверждается, что Москва еще не выработала своего отношения по этому вопросу. Однако подготовленный недавно агентством ТАСС обзор прессы позволяет глубже понять точку зрения России.
В конце августа российский президент Владимир Путин и израильский премьер-министр Нетаньяху поговорили по телефону и обсудили сделку с Объединенными Арабскими Эмиратами. В тот момент Бахрейн еще не упоминался в новостях.
Нетаньяху и Путин поддерживают теплые отношения много лет, а Израиль и Россия уже давно обсуждают Сирию.
Результатом этого было уменьшение напряженности. Однако Россия на прошлой неделе высказала традиционное мнение, согласно которому мир в этом регионе невозможен без сделки между Израилем и Палестиной.
Россия хорошо это понимает, поскольку проводимая ей политика в годы холодной войны помогала вооружать те государства, которые были враждебно настроены в отношении Израиля, а также палестинские группировки, включая террористов, которые обращались к государствам Восточного блока за помощью, или, по крайней мере, за тем, чтобы был обеспечен транзит и убежище.
Самое большое значение для Москвы имеет стабильность в этом регионе, а также отсутствие неуправляемых пространств, выступающих в качества рассадников экстремизма. Москва готова работать с авторитарными режимами, и ее не заботит проводившаяся ранее политика Соединенных Штатов по продвижению демократии на Ближнем Востоке или предпринятые гуманитарные интервенции.
С учетом этой традиции, а также многогранности российской политики важно вспомнить о том, что Лавров встретился ранее в этом году с лидером ХАМАСа Исмаилом Ханией и лидером Палестинского исламского джихада.
Израиль выразил недовольство по поводу этих встреч в марте. Россия в целом заявила, что готова сыграть более значительную роль и принять у себя израильских и палестинских лидеров.
Новое сообщение ТАСС, опубликованное в конце прошлой недели, было представлено как обзор российских средств массовой информации. ТАСС — это официальное российское информационное агентство.
В этом обзоре говорится, что посол Палестины в Москве Хафиз Нофаль в интервью газете «Известия» сослался на поддерживаемую палестинцами Арабскую мирную инициативу 2002 года, в соответствии с которой Израиль должен покинуть «оккупированные в 1967 году территории».
В сообщении ТАСС также подчеркивается, что «Оман может быть следующим, кто признает государство Израиль», при этом ссылка делается на нескольких израильских официальных лиц. В этой публикации также говорится о том, что Израиль еще не полностью отказался от планов по оккупации Иорданской долины.
В сообщении ТАСС приводится также мнение Константина Косачева, председателя Комитета по международным делам Совета Федерации РФ, который считает, что «нормализация отношений между ОАЭ, Бахрейном и Израилем вряд ли будет способствовать продвижению мирного процесса на Ближнем Востоке». Наоборот, по его мнению, это сближение приведет только к эскалации и радикализации позиций в этом регионе«.
Кроме того, Борис Долгов, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения Российской Академии наук, считает, что «признание Бахрейном и Эмиратами Израиля не стало чем-то неожиданным: обе страны давно известны своей проамериканской позицией, в Бахрейне базируется Пятый флот военно-морских сил США, а в ОАЭ расположена американская авиабаза „Аль Дефра"».
По мнению российского эксперта, мнение которого приводит агентство ТАСС, этот шаг не изменит кардинальным образом ситуацию на Ближнем Востоке, однако приведет к расколу в арабском и мусульманском мире.