На сайте Atlantic Council (Атлантический совет США) была опубликована колонка правозащитника Эрика Фрица под красноречивым заголовком «Почему Украине нужен новый подход к беженцам». Как известно, Atlantic Council — крупнейший аналитический центр (think tank) демократической партии США, а материалы на его сайте публикуются не ради трафика, а для определения ценностных нарративов американской дипломатии. Atlantic Council проводит регулярные круглые столы с участием украинских политиков, а экс-премьер Алексей Гончарук и вовсе продолжил там карьеру после своей отставки.
Vesti. ua разобрали, что предлагает Atlantic Council Украине.
Нужно больше беженцев
Автор материала выступает с критикой жесткой миграционной политики Украины, из-за которой беженцы практически не имеют возможности получить официальный статус у нас в стране. Фриц оперативно объединяет тему защиты прав и экономические стимулы.
«Если Украина будет вкладывать больше средств в программы переселения беженцев на начальном этапе, страна в целом неизбежно выиграет в долгосрочной перспективе», — звучит интригующий тезис в начале материала.
В качестве эксперта-комментатора в материале выступает некая Александра Лукьяненко из общественной организации «Право на защиту». Эта структура позиционирует себя, не много не мало, «одним из лидеров правозащитного движения в Украине, имеющего мощные позиции в сфере защиты прав временно перемещенных лиц, беженцев и лиц без гражданства».
Организация тесно сотрудничает с такими структурами как HIAS (Hebrew Immigrant Aid Society). Это американская благотворительная структура, которая помогает беженцам и иммигрантам по всему миру. Она создавалась еще в конце XIX века с целью помогать иммигрантам еврейской общины.
Также «Право на защиту» сотрудничает с европейской сетью ECRE (European Council on Refugees and Exiles), защищающей и продвигающей права беженцев в Европе. Эта организация была одним из главных действующих, во время европейского кризиса с массовой миграцией беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, после событий «Арабской весны».
История Махмуда из маленькой квартиры
Однако вернемся к колонке в Атлантическом совете США. Описывая жесткую «консервативность» украинской системы предоставления статуса беженца или статуса дополнительной защиты, автор приводит пример нелегкой судьбы беженца из Африки.
«Махмуд, беженец из Сомали, проживающий в Киеве, говорит, что беженцы живут в маленьких переполненных квартирах и работают там, где могут, чтобы выжить», — пишет Эрих Фриц так, словно в подобных условиях не живут миллионы жителей украинских городов.
От истории Махмуда правозащитник призывает Украину брать пример с США в вопросах миграционной политики, заявляя, что за океаном «программы по беженцам широко рассматриваются как гуманитарный и экономический успех». Конечно, Фриц упоминает, что нынешняя администрация президента Дональда Трампа является «исключением».
Заканчивается материал чуть ли не подобием бизнес-плана на тему «Экономическая выгода от приема беженцев».
Фриц пишет: «Беженцы часто заполняют нехватку рабочей силы в своих новых родных странах. В конечном итоге они платят в систему больше налогов, чем получают в течение первоначального периода переселения. В такой стране, как Украина, с ее постоянной нехваткой рабочей силы, это может быть разумной политикой… В некоторых странах лояльная политика в отношении беженцев и предоставления им шанса на успешную адаптацию широко рассматривается как беспроигрышный вариант».
Украина и глобальные границы после пандемии
Критикуя миграционную политику Украины, Атлантический совет США не просто высказывает «обеспокоенность нарушениями прав человека и принципов демократии». Американцы, судя по всему, анонсируют таким образом новый вектор «реформ» в Государственной миграционной службе и других госструктурах. Цель — смягчение миграционного режима, дающего возможность беженцам получать официальный статус по упрощенной процедуре.
В глобальном масштабе, такие «мотивационные колонки» на Atlantic Council могут отражать попытки смоделировать ситуацию после глобальной пандемии covid-19. Абсолютно очевидно, что коронавирус стал прекрасной панацеей от миграционного кризиса в Европе. В ЕС четко понимают, что их политика «открытости» к неиссякаемому потоку беженцев усугубила проблемы внутри Евросоюза и стала причиной углубления раскола между «либеральной» и «консервативной» Европой.
После того, как пандемия будет преодолена, формальные поводы для ЕС и США держать границу на жестком замке будут выглядеть «недемократично» и в разрезе с базовыми рыночными принципами свободы передвижения. В очередной раз Запад может воспользоваться удавкой режима «стратегического партнерства» с Украиной, переживающей экономическое крушение и глубокий демографический кризис.
Наши маленькие выводы о глобальных миграционных играх
Вполне возможно, что Украину используют по принципу «резервуара двойного назначения». На первом этапе мы выступаем в качестве армии трудовых мигрантов, помогающих строить экономику Италии, Чехии, Германии и воплощающих собственными руками «Польское экономическое чудо».
А вот на втором этапе Украину можно использовать как большой лагерь беженцев в Восточной Европе. Это вполне рациональное решение, земли и пространства много, а политических пассионариев все меньше и меньше. Почему украинца, уехавшего в Польшу на сбор помидоров из Тернополя, не может заменить не менее трудолюбивый Махмуд из Сомали?