Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
The National Interest (США): F-4 «Фантом» против МиГ-21 — кто победит?

F-4 «Фантом» и МиГ-21 были предназначены для решения разных задач, однако в небе над Вьетнамом они вступали друг с другом в смертельные схватки.

© CC0 / Public Domain USAF / Перейти в фотобанкИстребители F-4 в небе над Вьетнамом
Истребители F-4 в небе над Вьетнамом - ИноСМИ, 1920, 25.09.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В небе над Вьетнамом между советским Миг-21 и американским F-4 разгорелось такое горячее противостояние, что эксперты до сих пор спорят о том, кто из них победил. Автор рассказывает о сильных и слабых сторонах обеих машин и рассуждает, от чего зависел исход схватки между истребителями.

Главный момент. «Фантом» и МиГ-21 являлись друг для друга врагами, но по своим характеристикам и внешнему виду это были очень разные самолеты.

Во время продолжительной авиационной войны в небе над Вьетнамом два самолета — истребитель-перехватчик и самолет завоевания превосходства в воздухе — стали самыми заметными в своем классе. Это F-4 «Фантом» компании «Макдоннелл Дуглас» и МиГ-21 КБ Микояна-Гуревича. Когда эти сверхзвуковые машины встречались в бою, зачастую решающими факторами были навыки отдельных пилотов, а иногда просто удача. После окончания войны во Вьетнаме прошло уже больше 40 лет, однако споры о соотношении потерь и о точности утверждений сторон продолжаются по сей день.

Здесь интересен один момент. «Фантом» и МиГ-21 являлись друг для друга врагами, но по своим характеристикам и внешнему виду это были очень разные самолеты. Большой и грузный «Фантом» весил почти 19 тонн, а вес МиГ-21 не дотягивал и до 10 тонн. Длина F-4 составляла 19 метров, а размах крыла 11 с половиной метров. У МиГа-21 профиль был меньше, как и размеры. В длину он был чуть больше 14 с половиной метров, а размах крыла немного превышал семь метров. Оба самолета могли развивать скорость более двух Махов.

Соотношение сильных и слабых сторон

МиГ-21 обычно имел на вооружении ракеты класса «воздух-воздух», такие как K-13/Р-13, и 23-мм встроенную пушку. «Фантом» часто оснащали ракетами класса «воздух-воздух» AIM-7 «Спэрроу» или AIM-9 «Сайдуиндер». Оба самолета могли также нести бомбовую нагрузку. Первые «Фантомы», воевавшие во Вьетнаме, имели на вооружении одни только ракеты. Из-за отсутствия пушки они зачастую оказывались в невыгодных условиях во время воздушных боев с МиГ-21 и другими истребителями советского и китайского производства. Более поздние модели оснастили встроенной пушкой с вращающимся блоком стволов М61 «Вулкан». «Фантом» обладал преимуществами, имея множество ракет, количество которых часто доходило до восьми, в то время как у МиГ-21 их было всего две.

В характеристиках каждого самолета проявлялись их сильные и слабые стороны. Проворный МиГ-21 во время разворота был крайне опасен, а его силуэт было трудно различить визуально на большом расстоянии. Тяжелый F-4 был известен своими реактивными двигателями, которые сильно дымили, демаскируя самолет, который и без того было легко опознать на расстоянии из-за больших размеров. МиГ-21 в целом считался более маневренным, а «Фантом» был лучше вооружен, имея ракеты. Позже, когда у F-4 появилась пушка, эта машина стала еще более смертоносной. МиГ-21 создавали как ближний истребитель-перехватчик, а «Фантом» был самолетом большой дальности.

F-4 ушел в отставку, а МиГ-21 по-прежнему парит в небе

«Фантом» строили в разных вариантах, и он стал основным средством борьбы за завоевание превосходства в воздухе. Еще были такие разновидности как истребитель-бомбардировщик, самолет-разведчик и самолет постановки противорадиолокационных помех, которые действовали в составе ВМС, корпуса морской пехоты и ВВС США. «Фантом» разрабатывали в 1950-е годы, а на вооружение он был принят в 1960 году. За три десятилетия с 1958 по 1981 год было построено почти 5 200 таких машин. Он участвовал в многочисленных военных кампаниях, начиная с вьетнамской войны и заканчивая операцией «Буря в пустыне», а также в других военных действиях. «Фантомы» приняли на вооружение не менее 10 стран, и многие из них до сих пор находятся в строю. Американские военные вывели этот самолет из боевого состава в 1996 году.

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкСоветский истребитель МИГ-21
Советский истребитель МИГ-21 - ИноСМИ, 1920, 25.09.2020

МиГ-21 (по кодификации НАТО Fishbed) стал продолжением серии МиГов, которые начали производить в конце 1940-х годов. На вооружение МиГ-21 поступил в 1959 году. До 1985 года, когда его производство было свернуто, построили более 11 000 машин в разной конфигурации. Будучи одним из самых распространенных истребителей, поставлявшихся на экспорт, МиГ-21 остается на вооружении во многих странах мира.

 
Популярные комментарии
ra
res ad triarios rediit
10
Среди всех летательных аппаратов потерянных США во Вьетнаме (более 4000) среди самолетов было потеряно больше всего как раз F-4 Phantom - 445, из них 382 в бою. Для сравнения по разным подсчетам вьетнамской стороной было потеряно около 65 МИГов-21.