Интервью с журналисткой Моникой Собень-Гурской (Monika Sobień-Górska), которая выпустила книгу на основе бесед с живущими в Польше и работающими у поляков украинками, показав, что происходит в домах представителей польского среднего класса.
Wirtualna Polska: Скажем честно, что «Украинки» получились в значительной мере книгой о польках и поляках. Я могу представить, что писать ее было непросто, ведь мы не любим, когда кто-то указывает нам на наши ошибки.
Моника Собень-Гурска: Я подошла к задаче как документалист, концентрирующийся на сборе фактов. Многие факты отрицать невозможно. Я знаю поляков, знаю, в какой стране живу. Меня больше удивило, что украинки несмотря ни на что воспринимают свою ситуацию позитивно.
— Как понимать это «несмотря ни на что»?
— Уроженки Украины, которые занимаются в Польше физическим трудом, часто подвергаются унижениям. Одной из них, например, работодатель велел использовать при уборке только уксус. Это был «экологический поляк» брезгующий «отвратительной химией». При этом женщина должна была запереться в ванной комнате размером 2 на 2 метра. Она спросила, можно ли хотя бы открыть дверь, но получила отказ. Тогда она поинтересовалась, понимает ли мужчина, что ей придется вдыхать ядовитые испарения. Он отрезал, что нужно было учиться, чтобы не пришлось работать уборщицей.
Добавлю, что работодатель был врачом и осознавал, какому риску он подвергает женщину. Его унизительное замечание об учебе было неуместно, та, однако, не стала говорить, что получила высшее гуманитарное образование, но не могла прокормить себя на родине, работая по профессии. В эту квартиру она больше не вернулась. Неприятные истории о поляках меня не задели, мне было, скорее, стыдно за соотечественников.
Эти истории рисуют образ польского среднего класса, который за 30 лет жизни при капитализме успел заработать достаточно денег, чтобы нанять уборщицу, но при этом многие его представители остались бескультурными людьми. Они бы очень удивились, узнав, что большинство этих презираемых ими женщин, выполняющих у них дома тяжелую работу, имеют более хорошее образование, чем они сами.
Я побеседовала с 21 героиней. На первой встрече я познакомилась с девушкой, которая начинала с мытья посуды в одном варшавском кафе, а на Украине окончила консерваторию и преподавала игру на фортепиано. Там она получала в пересчете на наши деньги 800 злотых (примерно 16 тысяч рублей, — прим.пер.). Она предпочла приехать в Польшу и мыть тарелки. Другая моя собеседница получила экономическое образование, другая была программистом, а сейчас делает полькам маникюр.
— Во вступлении к книге вы также признаетесь, что сами были в плену стереотипов.
— Да, в какой-то мере я тоже отношусь к тем людям, у которых украинка ассоциируется с уборщицей. Дело было в том, что я знала в основном таких украинок или тех, кто работал в сфере косметических и парикмахерских услуг. Парикмахер, к которому я хожу, с Украины, оттуда же был весь клининговый персонал в офисе, где я работала. Своих героинь я начала искать в этих отраслях, но мне хотелось представить в книге взгляд украинок из разных кругов, поговорить с женщинами, которые открыли свой бизнес или смогли занять высокий пост в корпорациях.
— Ваша книга рисует портрет как полек, так и украинок. Ваши собеседницы много рассказывают о различиях в восприятии красоты.
— Это было удивительно и забавно. Украинские парикмахеры пережили в Польше шок, им пришлось учиться своему ремеслу заново. На Украине должно быть издалека видно, что человек только что побывал в парикмахерской. Нужно иметь смелую укладку, начес, яркий цвет, а польки отказываются от балаяжа, контрастных прядей и просят только «немного вытянуть волосы на щетку». Украинки хватались за голову, видя, что те выходят от парикмахера и надевают шапку, отправляются на работу, собрав волосы в пучок, или ходят с отросшими за несколько месяцев корнями. На Украине это просто невообразимо.
Девушка, работавшая визажистом на одном из главных украинских телеканалов, устроилась на телевидение в Польше. В первый рабочий день она решила, что поляки решили над ней подшутить и снимают скрытой камерой: ей дали всего 15 минут на то, чтобы сделать журналистке макияж перед эфиром. На Украине макияжем занимаются полтора часа, а прической час.
Украинки, однако, умеют с иронией относиться к своему внешнему виду. Они смеются, что по ним видно, кто сколько времени уже провел в Польше: на это указывает количество украшений из золота и его имитации, макияж, укладка и отсутствие или наличие шубы.
— В контексте полек в вашей книге появляется выражение «жены из Вилянува». Кто они?
— Многих моих собеседниц поразило то, что в крупных польских городах есть множество молодых неработающих женщин. Днем, отправив детей в школу или детский сад, они листают Инстаграм или делают покупки в интернет-магазинах. Заниматься уборкой и готовить они приглашают украинок, а потом рассказывают мужьям, что сделали обед сами. Таким образом они оправдывают свое пребывание дома. У «жен из Вилянува» (так их окрестили украинки) стоят в гостиных мольберты. Все они «художницы»: рисование — это способ убить время, а одновременно получить пропуск в круги «элиты».
— В гостиной мольберт, а в холодильнике литры просекко…
— Да, это очень печальная история. Я спрашивала украинок, какой продукт приходит им в голову при мысли о холодильниках поляков, а они говорили, что алкоголь. В особенности это касается одиноких женщин, которые обедают в городе или на работе, а в холодильнике вместо продуктов держат запас просекко. На Украине тоже употребляют много алкогольных напитков, но там выпивают по каким-то особым случаям, на вечеринках. А польки, что удивляет украинок, возвращаются с работы и открывают вино. Бокал остается полным, потому что они постоянно его подливают, продолжая в это время читать электронную почту и отвечать на звонки. Потом они включают телевизор. Уходя, уборщицы видят, как их совершенно пьяные клиентки засыпают под сериал «Нетфликса». Такое явление называют «высокофункциональным алкоголизмом». Эти женщины работают менеджерами в корпорациях, юристами, врачами, моделями в рекламных агентствах. Утром они встают, делают макияж и отправляются на работу.
Я спросила, как выглядят холодильники семейных людей. Украинки говорят, что там тоже есть алкоголь, но хотя бы присутствуют продукты. Потом пустые бутылки выносит уборщица.
— Какая история вызвала у вас больше всего эмоций?
— Дело было в Варшаве. В субботу вечером украинке позвонили и спросили, может ли она сделать в воскресенье утром уборку в одном доме, потому что другая уборщица отказалась, а хозяева хотят устроить вечером какую-то вечеринку. Она колебалась, потому что воскресенье было ее единственным выходным днем, но согласилась. Время было предпраздничное, а на заработанные деньги она надеялась купить сыну ботинки. В 5 утра она приехала на место, хозяева через некоторое время ненадолго ушли, а перед выходом попросили, когда уборка будет подходить к концу, поставить стирать постельное белье, установив температуру на 90 градусов. То уже лежало в стиральной машине.
Вернувшись, хозяйка позвала украинку, показала ей какой-то свитер и заявила, что требует компенсации, так как тот оказался в стирке вместе с постельным бельем и сел, а это купленная в Милане вещь, которая стоила 1 тысячу долларов. Украинка стала оправдываться, что не видела никакого свитера. В итоге хозяйка заявила: «Ладно, я не буду с тобой спорить, ты обманщица, убирайся из этого дома». За уборку она не заплатила. Это не единичный случай, некоторые проделывают такие номера.
— Но были вещи, которые удивили вас в положительном смысле…
— Разумеется. Многие поляки относятся к украинкам уважительно, хвалят за работу, угощают обедами, помогают уладить бюрократические вопросы, отважно защищают, если видят признаки дискриминации, переживают за их оставшиеся на Украине семьи.
Украинки, которые трудятся в других сферах, говорят, что предпочитают работать не с соотечественниками, а с поляками. Им нравятся совместные мероприятия, поляки, которые работают на равноценных должностях, не притесняют их, а, чаще поддерживают. В целом женщины с Украины довольны своей жизнью в Польше и хотят здесь остаться. Они выходят замуж за поляков, встреченных у нас украинцев или иностранцев. Люди бывают разными, но следует помнить, что порой один наш жест или шаг может повлиять на имидж всего нашего общества за границей.