В конце августа шесть бомбардировщиков B-52 приняли участие в однодневной операции под названием «Союзное небо» (Allied Sky) — они пролетели над территорией 30 стран НАТО, подчеркнув таким образом солидарность с партнерами и союзниками Соединенных Штатов. Четыре из этих бомбардировщиков времен холодной войны, которые стартовали с авиабазы Фэрфорд (Fairford) Королевских военно-воздушных сил, пролетели над всей территорией Европы, и, судя по всему, это было сделано для того, чтобы направить мощное послание России.
Это послание, похоже, дошло до адресата, поскольку Россия подняла свои истребители Су-27 для перехвата бомбардировщиков B-52 Военно-воздушных сил США, которые в среду 23 сентября приняли участие в операции по патрулированию над акваторией Черного моря. Хотя в данном случае нельзя утверждать, что эти бомбардировщики тоже были с авиабазы королевских Военно-воздушных сил в Фэрфорде, Военно-воздушные силы с 2018 года регулярно осуществляют учебные бомбардировочные миссии (Bomber Task Force) на Европейском театре операций.
По информации Национального центра управления обороной России, две воздушные цели были обнаружены над нейтральными водами Черного моря, и они приближались и российскому воздушному пространству.
«Два истребителя Су-27 из состава дежурной группы противовоздушной обороны Южного военного округа были подняты в воздух по тревоге для идентификации этих воздушных целей, а также для предотвращения их несанкционированного вторжения в воздушное пространство России, — сообщили представители Центра управления обороной российским государственным средствам массовой информации. — Экипажи российских истребителей идентифицировали эти воздушные цели как стратегические бомбардировщика B-52N военно-воздушных сил США и сопроводили их над Черным морем».
Представители Национального центра управления обороной также сообщили, что американские бомбардировщики изменили курс, после чего истребители Су-27 вернулись на базу.
Согласно поступившим сообщениям, пара бомбардировщиков B-52, способные иметь на борту ядерное оружие, ранее в тот же день находилась в воздушном пространстве Украины, это было сделано в рамках сотрудничества в области безопасности.
Хотя этот перехват был выполнен в сентябре 2020 года, он мог показаться эпизодом из 1980-х годов, поскольку и бомбардировщики, и истребители, скорее всего, являются ровесниками (может быть, они даже старше), чем сидевшие за их штурвалами пилоты.
Истребитель Су-27 относится к четвертому поколению, и это последний из линейки основных истребителей, принятых на вооружение советскими Военно-воздушными силами. Они были предназначены для победы над американскими истребителями в воздушном пространстве Центральной Европы в конфликте между НАТО и Варшавским пактом, а также для патрулирования воздушного пространства Советского Союза и защиты от вторжения американских бомбардировщиков. Самолеты Су-27 смогли пережить окончание холодной войны и стали одним из мировых лидеров на рынке истребителей.
Следует сказать, что Национальному центру управления обороной следовало бы обновить свою систему идентификации воздушных объектов, поскольку, «воздушные цели были идентифицированы как стратегические бомбардировщики B-52N, хотя никаких бомбардировщиков B-52N не существует, а Военно-воздушные силы США в настоящее время используют бомбардировщики B-52H Stratofortess. Это может ввести в заблуждение, поскольку английским эквивалентом «H» является «khah», а его символом — «X».
Портал Defense Blog подтвердил, что это на самом деле были бомбардировщики B-52H, приписанные к 5-му бомбардировочному крылу Военно-воздушной базы Майнот (Minot Air Force Base) в Северной Дакоте, и именно они взаимодействовали с украинскими истребителями во время бомбардировочной операции тактических сил в Европе. (Bomber Task Force Europe mission).
Очевидно, что кое-что было просто утрачено при переводе, — но это происходит уже не в первый раз. Ранее в этом месяце начальник Главного оперативного управления российского Генерального штаба Сергей Рудской утверждал, что Военно-морские силы США направили в Черное море авианосец, тогда как на самом деле это был эсминец «Рузвельт» класса «Арли Берк» с управляемыми ракетами на борту.
Питер Сучиу — эксперт по военным вопросам, автор нескольких книг, живет и работает в штате Мичиган.