Во вторник один из высокопоставленных должностных лиц ЕС, глава внешнеполитической службы Жозеп Боррель посетил Киев. Его визит должен был состояться еще в середине марта — но из-за объявленной пандемии коронавируса приезд чиновника отменили буквально в последний момент. Тогда Брюссель пообещал, что дипломат обязательно приедет, как только минует эпидемиологическая опасность.
По иронии судьбы, он произошел в период, когда показатели по заболеваемости в нашей стране бьют рекорды и в сотни раз превышают весенние. «Но мы решили, что с вирусом или без вируса, а ехать надо», — объяснил Боррель по прибытию в Киев.
Парадоксы нынешнего визита этим не исчерпываются.
Боррель приехал на Украину в период, когда в Брюсселе накопилось огромное количество вопросов к новой власти — однако в ЕС решили не обострять их при первой встрече и ограничиться намеками. Но в случае, если Киев примет нынешний кредит доверия как признак вседозволенности, последствия не заставят себя ждать, говорят в Брюсселе.
«Европейская правда» внимательно следила за визитом и выяснила, что беспокоит руководство ЕС больше всего. Из таких тем стоит выделить четыре: война с Россией (где Украина имеет полную поддержку), борьба с коррупцией (где реакция ЕС обострилась, но мы еще не пересекли границу) и два направления реформ, где проблемы являются самыми глубокими — это ситуация с госслужбой и государственными закупками.
Важнее коррупции? Только гибридная война
«Сильные, независимые и эффективные антикоррупционные институты, а также реформа системы правосудия имеют ключевое значение, которые будут соответствовать ожиданиям народа Украины». Это-первое, что озвучил Жозеп Боррель по прилету в Киев, и эта фраза определяет одну из двух тем, интересовавших Европейского топ чиновника больше всего.
Следующим вопросом, который привлек к себе даже больше внимания, стал вопрос противодействия российской агрессии.
Экс-глава МИД Испании, который с декабря 2019 года занимает должность высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, во время политической карьеры у себя дома получил славу категорического противника независимости Каталонии и непримиримого врага тех, кто эту независимость поддерживает.
Этот опыт неожиданно превратился в козырь для Украины.
Дело в том, что во время последнего каталонского кризиса 2017-2018 годов Россия принимала очень активное, хоть и не публичное участие, поддерживая и подогревая сепаратизм каталонцев. Еще тогда у Борреля появилось нетипичное для испанцев жесткое и реалистичное отношение к Кремлю.
А благодаря этому личному опыту европейскому чиновнику несложно понять роль России на Украине.
«Когда разговор заходил о гибридном влиянии России, о том, что она ведет информационную, политическую войну против Украины — Боррель словно оживал. Чувствовалось, что он имеет неподдельный интерес к этому вопросу», — рассказал ЕП один из собеседников, следящий за закрытыми переговорами представителя ЕС в Киеве.
Не зря одну из немногих встреч в Киеве Боррель провел в министерстве обороны. Причин для таких переговоров, на первый взгляд, не было, поэтому ни о каких договоренностях по их итогам не сообщалось. Но в дипломатии символы часто важнее договоренности — главный европейский дипломат решил наглядно продемонстрировать свои приоритеты.
О сопротивлении российской агрессии, включая события в оккупированном Крыму и политику Украины в отношении него, подробно говорилось также на всех других встречах.
Но этот приоритет не снизил вес другой главной для ЕС темы.
Заберут ли безвиз?
В последние недели, после атаки Верховной рады на Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП), одним из самых острых вопросов стало то обстоятельство, решится ли Евросоюз на жесткие действия для влияния на Киев. «Европейская правда» тогда прогнозировала, что Брюссель возьмет паузу до момента избрания нового руководителя САП, и именно так и произошло.
И проблемой стало не только стремление ЕС дать шанс Украине. Публичную позицию Брюсселя дополнительно смягчил… отмененный весной визит Борреля в Киев.
Дело в том, что из-за переноса визита нынешняя его встреча с Зеленским оказалась первой. «Мы хотим, прежде всего, установить контакт нового руководства ЕС с руководством Украины. А начинать знакомство с давления не является эффективной стратегией», — поделился один из собеседников ЕП, участвовавший в визите.
Но это не значит, что ЕС согласился закрыть глаза на происходящее. Зеленский действительно не услышал никаких ультиматумов или жестких требований, но европейцы утверждают, что послали несколько «сигналов» в адрес Киева.
В том числе — относительно безвиза.
Во время переговоров с президентом, а также на пресс-конференции по случаю завершения визита Боррель пусть осторожно, но напомнил, что целостность антикоррупционной инфраструктуры является одним из критериев для запуска механизма приостановления безвиза. По состоянию на лето 2020 года этот критерий был соблюден. Что будет дальше — зависит от Украины.
В переводе с дипломатического языка на обычный это можно озвучить так: «пока мы не говорим о приостановлении безвиза, время для этого не пришло; но если Брюссель убедится, что Киев действительно разрушает антикоррупционную инфраструктуру — то будьте готовы к изменению позиции ЕС».
Еще одно предупреждение, которое, по словам источников, Зеленский должен был услышать от Борреля — это то, что финансовые программы, и особенно второй транш макрофинансовой помощи ЕС на сумму шестьсот миллионов, будут поставлены в зависимость от развития ситуации с НАБУ и САП. Здесь настрой Брюсселя уже сейчас намного жестче. «Наш основной сигнал — эта помощь не является автоматической», — рассказал один из собеседников ЕС.
Впрочем, как именно восприняли на Банковой эти мягкие намеки и оказались ли они убедительными — вопрос открытый.
Доверие, ослабленное «ковидом»
Между тем несколько критически важных для Евросоюза тем во время визита Борреля решили вообще не затрагивать. Ведь речь касается вопросов, в которых ситуация — самая критическая, и положительных сигналов у Евросоюза вообще нет — только надежда, что Киев остановится, не сделав необратимого шага.
Первый из них — это так называемые «ковидные» изменения в закон о государственной службе.
Еще при предыдущей власти ЕС согласился предоставить немалую безвозмездную помощь — девяносто миллионов евро для реформы украинской системы государственной службы. Часть этих средств пошла на повышение зарплаты госслужащим, отобранным для работы на конкурсной основе; Украина взамен обязалась необратимо изменить систему отбора.
Но пандемия дала возможность разрушить эти достижения. И Киев воспользовался этим.
Эти «ковидные конкурсы» по непонятным причинам продолжаются до сих пор. За это время они стали поводом для шуток, но самое главное — превратились в источник коррупции и кумовства во время назначения на «хлебные» и влиятельные должности, убеждены в Евросоюзе.
Формально должностные лица, победившие на этих «конкурсах», должны работать только до завершения карантина, но в ЕС не сомневаются, что карантин месяц за месяцем будет продолжаться и в этом, и в следующем году.
За это время реформа госслужбы, на которую потрачены средства не только украинских, но и европейских налогоплательщиков, может быть окончательно разрушена.
Летом парламент попытался остановить эту практику, приняв закон № 3491, но его неожиданно ветировал президент, который внес в Раду ряд предложений, искажающих его идею. В том числе возможность «ковидных» чиновников, назначение которых произошло вопреки правилам, остаться на должностях.
От нескольких европейских чиновников Европравда слышала очень категорическое мнение: если закон примут с президентскими правками, то для отношений с ЕС это будет иметь катастрофические последствия. По словам одного из собеседников, Брюссель еще до визита Борреля донес эту мысль до всех причастных лиц и якобы получил заверения, что на следующей неделе Рада рассмотрит законопроект, отклонив ключевые предложения Зеленского. Но будут ли выполнены эти договоренности — в Брюсселе неуверенны.
Превратится ли знакомство в дружбу?
Проблемная история с «ковидными» конкурсами — показательная, но, к сожалению, не единственная.
Еще одна весомой проблемой является внесение изменений в правила государственных закупок, так называемый «закон о локализации», против которого уже выступает не только ЕС, но и США. Впрочем, во время этого визита об этом не говорили.
Дело в том, что руководство ЕС будет иметь новые поводы обсудить это с Зеленским и другими представителями Украины. Ведь визит Борреля в Киев стал первой из серии встреч, запланированных на ближайшие десять дней.
На субботу также была запланирована его совместная с президентом Евросовета Шарлем Мишелем и Владимиром Зеленским поездка в Донбасс. Сейчас этот визит под угрозой срыва, ведь Мишель пошел на самоизоляцию из-за контакта с больным COVID.
Но главное событие состоится в следующий четверг, первого октября. В этот день в Брюсселе запланирован саммит Украина-ЕС и несколько встреч Зеленского с топ чиновниками. В том числе — переговоры тет-а-тет.
На последние можно возлагать самые большие надежды. Встречи без министров, помощников и советников позволят обсудить самые болезненные проблемы максимально откровенно. И именно они — если Киев даст на них согласие — позволят лидерам ЕС установить действенный персональный контакт с президентом Украины и убедиться в том, что он намерен проводить реформы и продвигать страну в сторону ЕС.
Или наоборот.
Вывод будет зависеть от заявлений и действий украинской власти до и сразу после саммита.