Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
South China Morning Post (Гонконг): дорога в Москву может открыть путь к богатствам для большего числа китайских компаний в России

Договор на сумму 760 миллионов долларов на строительство участка ключевой автомагистрали в России может привести к подписанию других контрактов. Инвестиции Китая в инфраструктуру соседа до нынешнего момента были минимальны.

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкЦистерны с нефтепродуктами на станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги в Омской области
Цистерны с нефтепродуктами на станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги в Омской области - ИноСМИ, 1920, 29.09.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автомагистраль Москва–Казань для России – попытка оживить экономику регионов. А еще возможность укрепить экономические связи с Китаем, когда и он, и Россия находятся под растущим давлением со стороны Запада. И вот на днях страны подписали контракт, согласно которому в строительстве магистрали будет участвовать китайская компания.

Китайская государственная компания — первый иностранный подрядчик, выигравший контракт в главной инфраструктурной программе президента России Владимира Путина. Наблюдатели считают, что договор объемом 760 миллионов долларов в будущем укрепит связи между соседями, находящимися под давлением Запада.

Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC) выиграла контракт на строительство участка трассы Москва-Казань общей протяженностью 729 километров. Ожидается, что этот контракт откроет путь для китайских инвестиций в инфраструктуру России.

Впервые китайская компания принимала участие в российском национальном проекте, направленном на возрождение экономики страны, которая пошатнулась под растущим давлением низких цен на нефть, западных санкций и, в этом году, пандемии covid-19.

Контракт был подписан накануне встречи Межправительственной российско-китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики, запланированной на 29 сентября. Сопредседателями встречи станут китайский вице-премьер Ху Чуньхуа (Hu Chunhua) и его российский коллега Юрий Трутнев.

Автомагистраль Москва-Казань — это часть так называемого транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Его протяженность составит более восьми тысяч километров. Он пройдет от китайского города Ляньюньган (Lianyungang) на побережье Желтого моря через Казахстан к самому западному городу России — Санкт-Петербургу.

CRCCI, дочерняя компания государственной Китайской железнодорожной строительной корпорации (CRCC), изучит местность, спроектирует и построит пятый участок трассы, соединяющий столицу Республики Татарстан на юго-западе страны с Москвой. Протяженность участка составит 107 километров.

Ожидается, что строительство магистрали будет закончено к 2024 году. Магистраль сократит время в пути между двумя российскими городами практически вдвое — с 12 часов до 6,5 часов.

Полностью детали сделки не раскрываются, но Мэн Тао (Meng Tao), генеральный менеджер евразийского подразделения CRCCI, сообщил информационному агентству «Синьхуа», что в контракт включено строительство всех соответствующих объектов, включая пункты взимания платы и автозаправочные станции.

Москва рассматривает эту магистраль как ключевой элемент в своих попытках оживить экономику регионов. В июле премьер-министр Михаил Мишустин охарактеризовал её как «важную часть общенационального плана по преодолению последствий распространения коронавируса и поддержке ключевых секторов экономики».

По словам Мишустина, проект даст регионам импульс к ускоренному развитию, суммарный прирост внутреннего регионального составит более 500 миллиардов рублей к 2050 году.

По мнению региональных наблюдателей, этот договор может рассматриваться как попытка укрепить экономические связи в ситуации, когда обе страны находятся под растущим давлением со стороны Запада.

Пекин вступил в ожесточенную конфронтацию с США по нескольким вопросам. Москва же, и так с 2014 года находящаяся под санкциями из-за аннексии Крыма, столкнулась с новой волной критики, спровоцированной отравлением известного критика Путина Алексея Навального.

Еще в 2013 году стороны договорились о строительстве совместно финансируемой скоростной железной дороги между Казанью и Москвой. Из-за стоимости проекта, которая должна была составить 22 миллиарда долларов, сообщение о нем было встречено критикой в обеих странах, поэтому дальше объявления дело не пошло.

«Стоимость автомагистралей намного ниже, чем стоимость скоростных железных дорог. Договор может помочь сторонам укрепить двусторонние связи и достичь суммы в 100 миллиардов долларов [в торговле] в этом году», — сказал Ли Лифань (Li Lifan), эксперт в области отношений с Россией из Шанхайской академии социальных наук.

Артём Лукин, доцент Дальневосточного федерального университета, отметил, что CRRCI стала единственной иностранной строительной компанией, выигравшей контракт.

«Это может быть задумано как пробная попытка. Если все пройдет хорошо, китайские компании смогут получать больше контрактов на строительство дорог в России или на участие в других крупных инфраструктурных проектах. Китайские компании, в том числе CRCC, входят в ряды мировых лидеров по реализации больших инфраструктурных проектов. Заключая контракт с CRCC, российское правительство, возможно, надеется учиться на китайском опыте», — говорит Лукин.

В рамках ключевой инициативы председателя Си Цзиньпина «Один пояс, один путь», за последние годы Китай приступил к осуществлению амбициозной инвестиционной и строительной программы по сооружению трасс, портов, мостов и железных дорог, связывающих Азию, Европу и другие регионы.

В то же время китайские инвестиции в инфраструктуру России были малозначительны и сосредоточены в основном на энергетическом секторе, несмотря на то что обе страны заинтересованы в укреплении связей на Евразийском суперконтиненте.

По мнению Лукина, это частично объясняется тем, что местные правительства, хоть и отчаянно нуждаются в инвестициях, предпочитают российские компании китайским подрядчикам. Однако некоторые компромиссы на этом пути уже достигнуты.

«Если Китай начнет инвестировать значительные суммы в инфраструктуру России, некоторые контракты нужно будет отдать китайским компаниям, но значительная их часть должна попасть в руки российских подрядчиков, — говорит Лукин. — Решение позволить CRCC принять участие в строительстве магистрали Москва-Казань может служить знаком того, что Москва и Пекин наконец нащупали компромиссное решение, которое позволит привлечь в инфраструктуру России столь необходимые китайские инвестиции».