Замороженный конфликт. Именно так называют конфликт в Нагорном Карабахе, и заморожен он, потому что ни одна из сторон не в состоянии одержать верх самостоятельно и не имеет необходимой поддержки. Тем, кто мог бы ее предоставить, выгоднее, чтобы ничего не менялось. Вот так просто. Но после Четырехдневной войны в 2016 году и обострения конфликта в июле и 27 сентября возможность эскалации и перехода к полномасштабной войне становится всё более реальной.
В четверг, 24 сентября, Государственный департамент (внешнеполитическое ведомство) США призвал Армению и Азербайджан вернуться за стол переговоров Минской группы ОБСЕ. После столкновений в июле невольно вспоминаются слова рассудительного президента Армении Сержа Саргсяна, который в мае 2018 года в интервью изданию La Vanguardia на вопрос о возможной войне ответил: «Это будет не маленькая война, а большая, региональная. Да поможет нам Господь…».
Для начала рассмотрим ситуацию, которую мы имеем. Маленькая христианская Армения, которая сильно зависит от России и входит в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), созданный по инициативе Москвы, занимает территории, по закону принадлежащие Азербайджану в Нагорном Карабахе. Азербайджан, где большинство жителей мусульмане, и где с точки зрения языка и культуры население тяготеет к Турции, занимает регион Нахичевань, в былые времена принадлежавший Армении и имевший армянское население. В то же время на территории самой Турции находится гора Арарат, являющаяся священной для армян. Кроме того, власти Турции до сих пор не признали геноцид армян 1915 года. Сложнее ничего и представить себе невозможно. Поэтому для многих армян карабахский конфликт — это не что иное, как всё та же старая война с «турками».
Тридцать лет армяне и азербайджанцы были заложниками замороженного конфликта. Каждый раз, когда азербайджанцы выходили на демонстрации и пытались выразить свое недовольство своему авторитарному и деспотическому правительству (так в тексте, на самом деле если бы правительство в Баку было таким деспотичным, как пишет автор, страну не взяли бы в Совет Европы — прим. ред.), поводом служил именно Карабахский конфликт. Каждый раз подобные народные акции приводили к тяжелым последствиям. В Армении конфликт в Нагорном Карабахе играл такую же роль триггера восстаний, пока в мае 2018 года не произошла местная «бархатная революция». Сейчас этот вопрос по-прежнему имеет большое значение: его изучают в школах и его постоянно обсуждают политики. Об этом сразу официально заявил лидер Бархатной революции и нынешний премьер-министр Никол Пашинян. Всё чаще речь заходит о боевых действиях. По словам Пашиняна, Армении необходимо заняться перевооружением.
Хотя у России в Армении есть военные базы, в 2013 году Россия продала большую партию современного оружия Азербайджану, и поставки не прекратились. Кроме того, правительство Ильхама Алиева получает поставки из Израиля и заручилось поддержкой США, которые установили на территории Азербайджана радиолокационную базу. Европа же молчит. Всё дело в двух нефтепроводах и одном газопроводе, которые тянутся из этой страны на Запад, а также в том, что Азербайджан — сосед Ирана. Армения тоже, но она в команде России.
Что касается Нагорного Карабаха, согласно международному праву, он входит в состав Азербайджана. Армения хочет, чтобы представители региона вновь заняли место за столом переговоров в Минской группе, как это было до 1997 года. Но при этом сама до сих пор официально не признала независимость Нагорно-Карабахской Республики или Республики Арцах. Это сделали только семь американских штатов и австралийский штат Новый Южный Уэльс. Азербайджан считает неправомерными требование предоставить армянским карабахцам право голоса за столом переговоров в Минске, ведь тогда расклад не в пользу Азербайджана: двое против одного. Также Азербайджан требует предоставить возможность вернуться вынужденно перемещенным азербайджанцам. Важно отметить, что Армения перестала называть зоной безопасности семь районов Азербайджана на границе с Нагорным Карабахом, которые до сих пор находятся под ее контролем. Теперь это освобожденные территории, что уже переходит всякие границы терпения Баку.
В четырехдневной войне Азербайджан продемонстрировал обновленный военный арсенал и вернул 800 гектаров. Для Армении, чьи солдаты были плохо экипированы и участвовали в войне на стороне сил Нагорного Карабаха, это был настоящий удар. Армия Азербайджана определенно оказалась сильнее армянской.
Сейчас появляются самые разные слухи, вызывающие особую тревогу. Касаются они большой геополитической игры, включающей Турцию, Россию, Сирию и Ливию. Например, появилась информация о возможном создании турецкой военной базы в Нахичевани и о том, что Турция направит на карабахский фронт сирийских наемников. Именно так Турция поступила в Ливии. Также есть слухи, что курдские боевики из Рабочей партии Курдистана готовы поддержать армян в обмен на российские боеголовки, которыми они могли бы угрожать Турции.
Напомню, как все было у Армении прекрасно два года тому назад, в сладкий момент «бархатной революции». И когда тогдашний президент Армении Серж Саргсян просто спекулировал с худшим из предположений — полномасштабной войной.