Прошло всего четыре дня с тех пор, как армяне и азербайджанцы обвинили друг друга в нападении на сепаратистский анклав Нагорный Карабах, населенный армянами, но находящийся на территории Азербайджана. С 1994 года, когда было объявлено перемирие, в этом регионе случаются локальные столкновения. Нынешние бои называют самыми масштабными с 2016 года, когда по обе стороны погибли десятки солдат.
Бои продолжаются. Баку и Ереван сообщают о раненых и десятках погибших, включая мирных жителей. Обе стороны задействовали тяжелую артиллерию и приступили к мобилизации резерва. О том, какая обстановка сейчас в Ереване, столице Армении, нашему сайту рассказал опытный иностранный корреспондент «Чешского радио» Мартин Доразин, который сейчас там находится.
«Война сказалась здесь косвенно. Сюда не долетают ракеты, хотя некоторые из них уже достигли приграничных областей армянской территории. Война проявляется здесь скорее в том, что люди собирают продукты для жителей Нагорного Карабаха. В каждом городском районе обустроен пункт где-нибудь у входа в магазин, куда люди идут купить, а затем передать эти продукты», — так корреспондент описывает солидарность армян с жителями Нагорного Карабаха.
Он также напоминает, что армяне не только контролируют сейчас этот регион, но и считают его своим по историческим, религиозным и идеологическим причинам. И это несмотря на то, что его независимость они так и не признали. В прошлом армяне утратили значительную часть своей территории, пережили геноцид и многочисленные беды, и тем важнее для них ситуация в Нагорном Карабахе«, — разъясняет Доразин.
«Конечно, атмосфера в целом гнетущая, поскольку ситуация разрывает армянам сердце. Замешаны национальная гордость и патриотизм. Кстати, в последние десятилетия Карабах играл в армянской политике важную роль, и никто из политиков не мог сказать, что Карабах его не интересует, или что у него нет решения этой проблемы. Напротив, все политики, которые правили и баллотировались на выборах, включая армянского премьера Николу Пашиняна, говорят, что это вопрос, затрагивающий стратегические и национальные интересы и патриотические ценности. Они подчеркивают, что не имеют права бросить своих соотечественников на произвол Азербайджана и оставить их без помощи, в том числе военной», — рассказывает Доразин о подходе армянских политиков к проблеме Нагорного Карабаха. Однако солидарность с армянами, проживающими в сепаратистском анклаве, подтверждают и толпы добровольцев, которые выстраиваются в очередь.
«Повсюду группы добровольцев, которые собираются ехать в Карабах. Некоторые уже там. Многие мои знакомые и друзья уже уехали туда либо самостоятельно, хотя правительство это не рекомендует, либо пришли в военкомат по месту жительства. Некоторых отправили домой, объяснив, что сейчас их специализация не востребована. Призвали, прежде всего, тех, кто в запасе, то есть людей подготовленных и необходимых сейчас», — так журналист описывает желание армян участвовать в вооруженном конфликте. Однако, по мнению Доразина, его завершения в ближайшем будущем никто не ждет.
«В перспективе не видно международных или дипломатических переговоров. Москва хочет выступить посредником на переговорах, но представитель российского МИДа Захарова сегодня заявила, что послы Азербайджана и Армении в Москве не встречались».
«Пашинян также утверждает, что не заинтересован в России или каком-то другом государстве, скажем Грузии, в роли посредника», — отмечает Доразин.
«По словам Пашиняна, в прошлом переговоры не способствовали тому, чтобы права жителей Нагорного Карабаха соблюдались или чтобы сохранилась достаточная, по мнению армян, буферная зона вокруг самого Нагорного Карабаха. Поэтому премьер предпочитает военное решение, а не политическое», — разъясняет корреспондент и добавляет, что территория Карабаха вместе с буферными зонами не так уж мала, как может показаться на первый взгляд. Таким образом, территориальные приобретения в итоге для одной из сторон будут значительными.
«Азербайджанская сторона полна решимости, как там выражаются, освободить всю территорию Азербайджана. Это авторитарно-диктаторское государство, поэтому оно способно быстро проводить военные операции и обеспечивать поддержку населения. Но заставлять кого-то особо и не надо. В принципе там царит консенсус. Для Азербайджана это тоже патриотический вопрос и дело народной чести», — рассказывает о позиции второй стороны Доразин.
«Однако для Армении включение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана немыслимо. Ясно, что возможности для компромисса, которого не удавалось достигнуть на протяжении нескольких десятилетий, практически отсутствуют, и вряд ли можно ожидать, что в ближайшие дни в этом отношении что-то изменится», — подытоживает корреспондент.