Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Foreign Affairs (США): не ставьте Белоруссию между Москвой и Западом

Западу надо найти баланс интересов Москвы и Минска.

© AP Photo / Maxim Guchek/BelTA Pool Photo via APПрезидент Белоруссии Александр Лукашенко и министр обороны России Сергей Шойгу
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и министр обороны России Сергей Шойгу - ИноСМИ, 1920, 05.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авторы призывают Запад отказаться от варианта революции в Минске: «США и ЕС нужно искать компромиссы, которые ускорят уход Лукашенко, но в то же время учтут тесные связи Минска с Москвой». Они за создание «условий для будущих демократических процессов». Западу следует осудить любое насилие, отправить посла США в Минск. Но напомним: в Киеве Запад насилие «своих» не осудил. И ни о чем не пожалел.

В последние два месяца тема Белоруссии не сходит со страниц западных газет. Сфальсифицированные президентские выборы и последовавшие за ними массовые протесты вызвали волну комментариев в Западной Европе и США, авторы которых наперебой предсказывали скорое падение режима Александра Лукашенко и часто бранили его, называя «последним диктатором Европы». Однако российская политическая поддержка и обещания содействия в сфере безопасности помогают Лукашенко удерживаться у власти. Вместо революции ситуация превратилась в затяжное противостояние.

Беспорядки в стране продолжаются, и западным странам необходимо найти способ для продвижения демократического прогресса в Белоруссии, не провоцируя при этом контрпродуктивную реакцию со стороны России. Неверные шаги со стороны США и других стран могут превратить эту страну в зону геополитической конфронтации. Такой исход пойдет во вред западным интересам, европейской безопасности и народу Белоруссии.

Во избежание такого сценария США и ЕС должны здраво оценивать недостатки протестного движения и сильные стороны Москвы. США и ЕС нужно искать компромиссы, которые ускорят уход Лукашенко,  но в то же время учтут тесные связи России с этой страной. В то же время, такие решения должны вести к постепенной нормализации отношений, чтобы медленно создавать оптимальные условия для будущих демократических процессов. В такой политике найдет признание недовольство белорусских протестующих сложившимся положением вещей; она не позволит превратить Белоруссию в зону соперничества великих держав и снизит риск масштабной российской интервенции, которая закроет путь реформам.

Когда в августе протестное движение в Белоруссии набирало обороты, многие аналитики поспешили сделать вывод о том, что дни Лукашенко сочтены. То были преждевременные прогнозы. Демонстрации производили внушительное впечатление, но оппозиции не хватает сил, чтобы принудить Лукашенко к уходу в отставку или к назначению новых выборов. Его главная соперница Светлана Тихановская бежала в Литву. Будучи новичком в политике (она вступила в предвыборную гонку только после ареста мужа, который тоже выдвигал свою кандидатуру), Тихановская является символом протестов, но ей не хватает навыков и умений, чтобы возглавить их.

Она признала пределы своих возможностей и создала координационный совет, которому поначалу была поставлена задача содействовать мирной передаче власти. Но власти отреагировали на это незамедлительно, объявив совет вне закона и заведя уголовные дела на его членов. Большая часть руководства совета арестована или бежала из страны. В результате этот орган слабо обеспечивает руководство протестами. По воскресеньям активисты через мессенджер Telegram созывают в Минске и других городах огромные демонстрации протеста против Лукашенко, но совет никак не координирует их деятельность. Ему трудно расширить изначальную базу оппозиции, в ряды которой входят главным образом молодые городские жители. Например, совету не удалось вывести на общенациональную забастовку рабочих государственных предприятий, что существенно ослабило бы основной электорат Лукашенко. Более того, совет уже умерил свои требования. Теперь он не призывает Лукашенко уйти в отставку, а лишь обтекаемо говорит о необходимости «организовать процесс преодоления политического кризиса и обеспечить единство общества».

Лукашенко сегодня слаб как никогда, но ему удается сохранять народную поддержку в сельской местности и в маленьких городках, а также среди старшего поколения Белоруссии. Правящая элита, включая большую часть служб безопасности, также в подавляющем большинстве лояльна белорусскому руководителю. В результате возникла патовая ситуация, и решения проблемы не видно.

Ставки России

Когда протесты достигли своего пика, Лукашенко обратился к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой о помощи в обеспечении безопасности. Путин откликнулся незамедлительно. Российский лидер считает «цветные революции», в ходе которых в соседних странах свергают близкие к Кремлю правительства, атаками Запада на сферу влияния России. Он ясно дал понять, что сделает все возможное ради сохранения Белоруссии, в которой Москва видит стратегический буфер защиты от западных противников, на орбите России. Чтобы подчеркнуть этот момент, Путин публично принял Лукашенко в Сочи, утвердил кредит Минску на полтора миллиарда долларов с целью облегчения его долговой нагрузки, а также заявил о создании некоего «резерва полиции», который будет направлен в Белоруссию, если ситуация там «выйдет из-под контроля». Он также заявил публично и в ходе частных бесед с канцлером Германии Ангелой Меркель и французским президентом Эммануэлем Макроном, что Москва не потерпит никакого западного вмешательства в Белоруссии.

Тем не менее, российскую поддержку Лукашенко никак нельзя назвать безоговорочной. Белорусский диктатор — очень непростой партнер. Он неоднократно срывал попытки России укрепить экономические и политические связи со своей страной. Накануне выборов Лукашенко арестовал более трех десятков российских наемников, нанятых близкой к Кремлю частной военной компанией, и обвинил их в подготовке переворота (но когда начались протесты, Лукашенко быстро изменил свое мнение насчет того, кто же хочет переворота в Белоруссии, и всех отпустил). Кремль вряд ли будет против ухода Лукашенко с учетом своего неоднозначного отношения к нему, Москва может даже этому посодействовать — но только в том случае, если Белоруссия гарантированно останется в сфере влияния России, а передача власти не покажется результатом народного или западного давления.

Выбор Запада

С учетом уязвимости белорусской оппозиции и стремления России сохранить эту страну на своей орбите таким странам, как Франция, Германия и США, придется балансировать на политическом канате. Им нужно оказывать давление на белорусское правительство, чтобы оно прекратило насилие и договорилось с оппозицией о мирном окончании протестов, но в то же время они должны избегать открытого конфликта с Москвой.

Для начала эти страны могут признать истинный характер протестов. Белорусскую оппозицию интересуют внутренние проблемы, а не геополитика, и она не хочет быть пешкой в антироссийской борьбе, кто бы ее ни вел. На самом деле, протестующие понимают, что в экономическом и политическом плане Москва очень важна для их страны. Россия является для Белоруссии ключевым товарным рынком и поставщиком важнейших ресурсов, таких как энергоносители. Ни протесты, ни западное вмешательство не изменят эти отношения.

Потенциальным западным спонсорам протестов надо с уважением относиться к этой динамике и не допускать превращения Белоруссии в поле боя. Для начала они могут предельно ясно заявить всем, в том числе, белорусским властям, оппозиции и Москве, что абсолютным приоритетом для них является недопущение дальнейшего насилия, как бы ни развивалась внутриполитическая ситуация.

Но призывать к мирному урегулированию кризиса будет недостаточно. Соединенные Штаты и Европейский Союз должны активно содействовать такому исходу посредством спокойного и терпеливого дипломатического диалога с Москвой, потому что ключи к судьбе Лукашенко по-прежнему в руках у Кремля. Они должны предложить отмену санкций в обмен на урегулирование ситуации при условии, что такое урегулирование положит конец нарушениям прав человека и будет способствовать укреплению политической подотчетности. В такой обстановке Запад сможет играть более значимую экономическую роль и поможет демократическому прогрессу в Белоруссии, не вызывая у России опасений по поводу узурпации власти западными странами.

Вместе с тем, Запад должен избегать разжигания конфликта, должен сотрудничать с Белоруссией напрямую, не думая о том, что делать это можно только опосредованно, через Кремль. Когда начался нынешний кризис, американский сенат утверждал в должности нового посла в Белоруссии. Теперь некоторые сенаторы заявляют, что если в текущей обстановке этот пост будет занят, это узаконит меры давления Лукашенко на оппозицию. Но если должность будет и дальше вакантна, это станет еще более скверным сигналом для белорусского общества, поскольку станет ясно, что Соединенные Штаты намерены обсуждать проблемы Белоруссии только с Москвой. Вашингтон должен как можно скорее утвердить в должности нового посла в Белоруссии, и этому дипломату следует найти баланс между официальным взаимодействием с властями и активными контактами с оппозицией.

Возможным исходом нынешнего кризиса в среднесрочной перспективе может стать Белоруссия без Лукашенко, поддерживающая тесные связи с Москвой и улучшающая отношения с Западом. Это будет не такой исход, на который надеялись многие на Западе, но это все равно хорошая альтернатива и, пожалуй, оптимальный вариант в нынешних условиях. Благодаря умелой политике такой исход может стать реальностью. Но если Запад будет силой навязывать агрессивное решение, исход будет катастрофический, прежде всего, для отважного народа Белоруссии.

Евгений Прейгерман является учредителем и директором Совета по международным отношениям «Минский диалог».