Бишкек — После объявления первых результатов выборов в Жогорку Кенеш прошло 36 часов. За это время ситуация в стране драматически поменялась. Излюбленный метод спецслужб, который они практиковали последние годы — жесткий разгон протестов — дал сбой.
Митинг несогласных с результатами выборов в Жогорку Кенеш (парламент Киргизии — прим. ред.) собрал рекордное количество протестующих за последние 10 лет — до 6 тысяч человек. Митинг был мирным до 20:00, когда группа молодых людей пошла штурмовать Белый дом. Это стало сигналом для правоохранительных органов для разгона митинга.
Разгон вначале показался удачным — было видно, что правоохранительные органы отрабатывают подготовленный план рассеивания митингующих. Этот план был использован много раз, например, при разгоне сторонников Омурбека Текебаева и Садыра Жапарова в 2017 году перед зданием ГКНБ в Бишкеке. Но проблема на этот раз оказалась шире — людей было в несколько раз больше, плюс стойкость духа у протестующих оказалась намного выше предыдущих случаев.
К 3 часом ночи сотрудники правоохранительных органов покинули площадь Ала-Тоо и начали покидать территорию Белого дома. Через несколько минут протестующие вошли в Белый дом.
Где-то в 4:30 утра пресс-секретарь президента Толгонай Стамалиева сообщила, что президент покинул Белый дом в 2 часа ночи и находится в Бишкеке.
Падение двух режимов в 2005 и 2010 годах стало следствием распада команды Акаева и Бакиева — ключевые фигуры бросили президентов. Всю ночь редакция АКИpress пыталась безупешно дозвониться до главы аппарата президента Досалы Эсеналиеву, секретарю совбеза Дамиру Сагынбаеву, премьеру Кубатбеку Боронову и т.д.
Пока не ясно, насколько Жээнбекову удалось сохранить свою команду. Но первые признаки развала уже видны. Оппозиционные политики заняли кабинеты генпрокурора, главы МВД и, возможно, кабинет председателя ГКНБ. И.о. главы МВД Курсан Асанов провел совещание, на котором присутствовали заместитель министра Алмазбек Орозалиев, начальники управлений. И.о. генпрокурора Алманбет Шыкмаматов также занял кабинет генпрокурора и издает постановления вроде отмены итогов выборов.
Фактически речь идет о том, что нынешняя ситуация развивается по протоптанной тропе двух предыдущих революций — оппозиция делит должности, подчиненные принимают новую власть.
Но тут есть особенность Апрельской революции — как отреагирует юг страны? В 2010 году Бакиев сумел улететь на юг страны, прибыть в родовое село. Его попытки расширить свое влияние на город Ош провалились — юг страны не поддерживал его монолитно. Но факт был — временное правительство не контролировало ситуацию на юге страны. Через неделю пребывания в родном селе, Бакиев после договоренностей президентом России, Казахстана и США покинул страну и отправился в Белоруссию. Позже Бакиев пересказывал свой разговор с президентом России Владимиром Путиным — последний посоветовал ему покинуть страну или нести ответственность за последующую ситуацию.
Только межнациональный конфликт с узбеками предотвратил расширяющийся раскол между двумя частями страны.
В 2005 году политический кризис в стране охватил парламент (новый не был избран, у старого иссякали полномочия), правительство Танаева ушло в отставку, президент бежал в Москву без заявления об отставке (заявление подписал в апреле в посольстве КР в Москве после переговоров).
Сейчас ситуация может повториться — правительство может уйти в отставку в ближайшие часы, результаты выборов в Жогорку Кенеш почти отменили.
Пока законно избранный президент остается на посту и, по словам его пресс-секретаря, он остается в Бишкеке. Ключевым фактором, которое повлияет на ближайшую судьбу страну, станут решения Жээнбекова. Одним из таких решений может стать его отъезд на юг страны. По данным flightradar24.com, со вчерашней ночи из Бишкека в Ош вылетел только рейсовый самолет сегодня в 8 утра.
Президент может подать в отставку или парламент может объявить ему импичмент и отстранить от должности.
Отъезд президента на юг резко повысит вероятность гражданского конфликта между севером и югом страны. Решится ли на это Жээнбеков?