Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

wPolityce (Польша): решение польского антимонопольного регулятора получит большой резонанс и немного встряхнет политиков в Берлине и Париже

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкСтроительство газопровода "Северный поток-2" в Германии
Строительство газопровода Северный поток-2 в Германии - ИноСМИ, 1920, 08.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польский антимонопольный регулятор наложил гигантский штраф на Газпром за игнорирование требований антимонопольных органов при строительстве «Северного потока — 2». Польша уверена в победе и силе своих аргументов. Газпром и его партнеры не согласны. Последуют длительные разбирательства.

Интервью с экономистом, сотрудником Варшавской школы экономики (SGH) профессором Збигневом Крысяком (Zbigniew Krysiak).

wPolityce: Польское Управление по защите конкуренции и потребителей (UOKiK) наложило на Газпром гигантский штраф. Приближает ли нас это к положительным с польской точки зрения решениям, касающимся строительства «Северного потока — 2»?

Збигнев Крысяк: Прекрасно, что появился такой вердикт. Дело, судя по сообщению регулятора, рассматривалось и анализировалось очень долго, тщательно собирались документы. Когда речь идет о подобных суммах, нельзя не иметь убедительных доказательств. Обвинения касаются игнорирования требований антимонопольных органов. Это серьезное нарушение, за которое полагается наказание. Газпром и те компании, которые ведут сотрудничество в рамках строительства «Северного потока — 2», наймут сейчас штаб юристов (а хорошие юристы у них есть), предлагая им щедрое вознаграждение за успех, и будут вести борьбу. Процесс затянется надолго.

Прекрасно, что Управление по защите конкуренции выступило с конкретикой, до сих пор звучали лишь аргументы общего содержания. Немцы, разумеется, защищались и говорили, что проект имеет исключительно экономический характер, но, как выяснилось, были серьезные упущения юридического плана, можно даже сказать, преступления, касавшиеся отсутствия разрешения. Ситуация выглядит примерно так, как если бы кто-то решил, например, возвести в Варшаве небоскреб без получения разрешения на строительство и прочих документов. Антимонопольное ведомство заслуживает похвалы, оно собрало документацию, провело огромную работу. Мы увидели весомые аргументы.

— А что с политическими решениями относительно газопровода?

— Я думаю, решение Управления по защите конкуренции получит большой резонанс и немного встряхнет политиков в Брюсселе и Берлине. Им придется сейчас самим проанализировать эти документы. У них не осталось иного выхода, ведь они будут думать, как выстроить линию защиты. Это дело такого масштаба, что победа польского антимонопольного регулятора заставит прервать реализацию инвестиции. На большую вероятность победы указывает то, что удалось ранее Польскому нефтегазовому концерну (PGNiG), который тоже провел основательную аналитическую работу, подобрал документы и сформулировал серьезные аргументы (он добился положительного решения Стокгольмского арбитража, который предписал Газпрому выплатить польской компании компенсацию в размере 1,5 миллиарда долларов, — прим.пер.).

Вряд ли антимонопольное ведомство заявляло бы о таких крупных суммах, как следует не подготовившись. Газпрому будет очень сложно отмести его аргументы. Думаю, компании, которые принимают участие в строительстве «Северного потока — 2», охватит страх. С одной стороны — давление и американские санкции, с другой — сила аргументов. В такой ситуации все наверняка будет двигаться в сторону судебных разбирательств, других вариантов нет. Что это означает?

Ангеле Меркель и другим политикам придется отказаться от активной поддержки этого проекта. Если они от него дистанцируются, компании, задействованные в инвестиции, будут искать стратегию выхода, понимая, что в случае проигрыша лишатся не только денег, но и репутации. Все это будет тянуться долго, в ходе разбирательства размер штрафа может уменьшиться, но любое решение в пользу Управления по защите конкуренции будет означать, что проект потребуется видоизменить. Его следует скорректировать таким образом, чтобы Газпром не мог получить монопольной позиции в сфере поставок газа.

Есть еще одна важная деталь. В договоре между Газпромом и его партнерами указано, что они выдают займы под залог акций «Северного потока — 2». Если польский антимонопольный регулятор одержит победу, что обернется для Газпрома серьезными финансовыми последствиями, из-за которых он лишится платежеспособности, эти компании получат акции, а фактически — на них ляжет финансовое бремя. Речь идет о миллиардах, так что ситуация окажется для них сложной. Полагаю, между Газпромом и его партнерами начнутся трения, а в итоге дело дойдет до модификации проекта, его конструкции и системы функционирования. Речь идет о том, чтобы Россия не ущемляла интересы Польши и не подвергала опасности энергетическую стабильность Европы.

— То есть игра идет не за полную блокировку «Северного потока — 2», а за модификацию проекта таким образом, чтобы он не угрожал энергетической безопасности Польши?

— Реальная цель — его основательная модификация. Блокирование привело бы к отказу от всего проекта, демонтажу трубопровода, что не слишком рационально. Если «Северный поток — 2» станет дополнительным источником газа для Европы, это серьезно изменит ситуацию. Разные немецкие источники до сих пор указывают, что новый газопровод окажется провальным с экономической точки зрения проектом. Значит, эти модификации должны затронуть в том числе оператора, то есть Газпром, поскольку, повторю, провал или банкротство инвестиции в том числе на этапе эксплуатации обернется финансовыми последствиями для партнеров концерна. Возможно, в процессе переговоров размер штрафа уменьшится, но произойдет это лишь в том случае, если проект будет видоизменен, а российская сторона получит все необходимые разрешения. Польский антимонопольный регулятор объявил, что дело не в самом штрафе, а в том, чтобы характеристики «Северного потока — 2» изменились, а его функционирование не противоречило интересам Польши, Украины и Европы.