С оккупацией Арменией территорий Азербайджана в последние годы существования Советского Союза на Кавказе возникла одна из важнейших проблем, которые никак не удается решить до сих пор. Ни столкновения, происходящие между Азербайджаном и Арменией, несмотря на подписанное сторонами соглашение о прекращении огня в 1994 году, ни дипломатические переговоры, проводимые при посредничестве третьих стран, не дали результата.
На фоне начала Азербайджаном операции по освобождению оккупированных земель после того, как утром 27 сентября 2020 года Армения снова атаковала азербайджанские территории, и происходящих в этой связи событий регион переживает самые напряженные времена с 1994 года. На самом деле то, что происходит сегодня на Кавказе, ничуть не удивительно. Ожидалось, что Азербайджан, становясь с каждым днем все сильнее, рано или поздно предпримет действия для освобождения своих земель от оккупации. При этом больше всего все это время в войне между Азербайджаном и Арменией поражает позиция Российской Федерации. Можно сказать, что пока Россия «хранит молчание», особенно учитывая ее реакцию в предыдущие годы, и не реагирует на призывы премьер-министра Армении Николы Пашиняна, который не в силах противостоять Азербайджану и надеется на поддержку России, так, как этого хотелось бы армянской стороне. В частности, по поводу озвученного Пашиняном приглашения российских миротворческих сил в Нагорный Карабах официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что для этого необходимо и согласие Азербайджана. Позицию России мы называем поразительной, поскольку именно в руках России, как утверждается, много лет находится ключ к решению этой проблемы, к тому же есть соглашения, подписанные между Россией и Арменией, в том числе в военной сфере.
Как известно, после распада Советского Союза Армения стала важнейшим союзником России в регионе. В то время как Азербайджан и Грузия пытались отдалиться от Москвы, не участвовали в ее интеграционных проектах и старались развивать многоплановые отношения с Западом, значение Армении с точки зрения России в регионе возросло. После того как Грузия закрыла российские военные базы, Армения также стала военным штабом России в регионе. Иными словами, Армения была единственной опорой России в регионе и обладала для нее таким же значением, как Израиль для США на Ближнем Востоке. Отсутствие собственных энергоресурсов, выживание только при финансовой поддержке Москвы, проблемы в отношениях со странами региона и другие аналогичные причины делали Армению постепенно все более зависимой от России в последние годы. Поэтому со временем Армения стала значить для России меньше, чем Россия для Армении. Кроме того, Россия, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, создала себе новые опоры в регионе. Что касается проблемы Нагорного Карабаха, Кремль до настоящего времени не старался урегулировать проблему. Напротив, интересам Москвы в регионе отвечало замороженное состояние этой проблемы. Ведь ее решение как открыло бы обеим республикам двери в НАТО, так и навредило бы присутствию России в регионе.
В свете всего вышесказанного и происходящих сегодня событий действительно ли мы можем говорить об изменении позиции России? Если нет, то как можно объяснить подход России?
Сегодняшнюю позицию России можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, в то время как в регионе и мире идет своего рода перетасовка карт, Москва понимает, что проблема Нагорного Карабаха больше не может оставаться нерешенной, и Азербайджан постепенно становится сильнее, особенно в военной сфере. Поэтому политика со ставкой только на Армению, как показывает и период правления Пашиняна, в долгосрочной перспективе может иметь негативные последствия для России. Более того, несмотря на тесное сотрудничество России с Арменией, отношения Москвы с Азербайджаном во многих сферах находятся на гораздо более высоком уровне. Это можно видеть и по товарообороту, и по объему инвестиций, и по многим другим примерам. В этой связи, хотя Россия является «союзником» Армении, отношения с Азербайджаном тоже становятся все важнее для РФ. Азербайджан начинает действовать в том направлении, чтобы Россия постепенно отказалась от своей односторонней политики в вопросе Нагорного Карабаха. Например, президент Азербайджана Ильхам Алиев называет Россию «стратегическим партнером».
Другая причина «молчания» России заключается в том, что она желает наказать Пашиняна и сделать его более «послушным». Позиция Москвы относительно событий на Кавказе по большому счету напоминает позицию Кремля в начале событий в Белоруссии. Перед президентскими выборами Александр Лукашенко обвинил Кремль по ряду вопросов, практически выступил против администрации Путина и дал зеленый свет сближению с Западом. Но по итогам выборов Лукашенко столкнулся с давлением, исходящим как изнутри, так и извне. Москва же до последнего момента хранила молчание и, только когда Лукашенко ослаб и уже был близок к тому, чтобы потерять свое кресло, открыто продемонстрировала свою поддержку ему.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, как и Лукашенко, проводит политику, которая беспокоит российскую администрацию и наносит вред интересам России в регионе. Поэтому «молчание» Москвы объясняется в том числе ее желанием надавить на Пашиняна и внутри, и извне, как на Лукашенко, или, иными словами, наказать его. Таким образом, Кремль придаст новый импульс отношениям РФ с Азербайджаном, даст урок Пашиняну (который на следующих выборах, вероятно, потеряет власть) и уже сейчас пригрозит возможным новым властям Армении.
Москва в то же время понимает, что Запад не окажет Армении конкретной поддержки. Подобно тому как Лукашенко, который до выборов пытался сблизиться с Западом, испытал по их итогам разочарование, столкнувшись с жесткой позицией Запада, Пашинян тоже видит, что не стоит слишком полагаться на Запад и особенно на США. Этот фактор также приблизит Пашиняна к Москве (как в случае с Лукашенко).
Можно предположить, что на позицию России также влияет насыщенная внешнеполитическая повестка дня. Запад продолжает применять санкции против России. Кроме того, Москва на западном фронте занимается претворением в жизнь проекта «Северный поток — 2». Помимо этого, события в Сирии, Ливии, Белоруссии, а в последние дни и в Киргизии также требуют пристального внимания и включения Москвы. Таким образом, присутствовать на всех этих фронтах с равной энергией непросто.
Хорошо, но сохранит ли Россия эту позицию по Нагорному Карабаху? В последние дни российские официальные лица делают заявления несколько иного содержания, нежели в самом начале событий. С одной стороны, все чаще звучат призывы к прекращению огня, с другой — поступают заявления о том, что Карабах начал становиться гнездом террористов. Судя по всему, если Азербайджан будет успешно продолжать операцию, Кремль вмешается и начнет активную работу по убеждению сторон сесть за стол переговоров. Вместе с тем предсказать, какие планы строятся в Кремле (а строятся обязательно разные планы в зависимости от разных сценариев), трудно.
Азербайджану удалось в течение недели освободить часть оккупированных территорий. Это, несомненно, успех, напрямую связанный с политической и военной мощью страны, обретенной в последнее время. А если признать тот факт, что прекращение огня за все прошедшее время не дало результата и время работало против Азербайджана, станет очевидной справедливость решимости Азербайджана продолжать операцию по освобождению земель.
Многие страны, понимая и даже признавая правоту Азербайджана, выступают против того, чтобы он освобождал свои оккупированные земли, по разным причинам. Однако следует сказать, что сейчас, как никогда, самое подходящее время для возвращения земель. В США царит суматоха из-за ноябрьских президентских выборов, ЕС разделен еще больше, чем когда-либо, Россия во внешней политике ведет борьбу на многих фронтах — от Сирии до Белоруссии. Желаем азербайджанской армии и дальше успешно продолжать операцию и с наименьшими потерями освободить от оккупации оторванные от Азербайджана земли.