Польское антимонопольное ведомство оштрафовало компанию «Газпром» на 7,6 миллиарда долларов за «Северный поток — 2», открыв новый фронт в острой политической борьбе за этот газовый проект. Принятое в среду неожиданное решение вызывает множество юридических вопросов по поводу этого проекта, который оказался на грани срыва.
За что штраф?
Антимонопольный орган заявил, что «Газпром» и его партнеры, которым тоже приказано заплатить штраф около 61,3 миллиона долларов, не получили от него (то есть от польских борцов с монополиями) разрешение на создание совместного предприятия по финансированию строительства трубопровода. Если проект будет доведен до конца, европейские покупатели газа попадут в еще большую зависимость от единственного поставщика, а именно от «Газпрома». Ну а это, в свою очередь, может привести к повышению цен для польских потребителей, заявило польское антимонопольное ведомство. Оно также отдало распоряжение компаниям расторгнуть свои соглашения о финансировании строительства.
Что дальше?
Польское ведомство дало «Газпрому» и его партнерам 30 дней на «восстановление» конкуренции или на подачу апелляции по поводу его решения. «Газпром» является собственником этого балтийского трубопроводного проекта, но половину его стоимости в 9,5 миллиарда евро оплачивают Engie SA, Royal Dutch Shell Plc, немецкие Uniper SE, Wintershall AG и австрийская OMV AG.
«Газпром» уже заявил, что опротестует это решение. И если судить по опыту рассмотрения антимонопольных дел, ждать постановления придется минимум пять лет. Суд может ускорить процесс, если юристы убедят его в неотложности данного дела.
Этот спор может быть передан из местного суда, отвечающего за вопросы конкуренции, в более высокую инстанцию, вплоть до Верховного суда, и там это дело может застрять по меньшей мере на три года. В 2006 году ведомство по вопросам конкуренции вынесло решение о картельном сговоре по межбанковской комиссии, но польские суды рассматривают это дело до сих пор.
Когда «Газпрому» придется платить?
Штраф придется заплатить только после того, как апелляционный суд вынесет окончательный вердикт. Если «Газпром» не заплатит, суд может отдать распоряжение об аресте его активов.
Есть ли риск политического вмешательства?
Такое возможно. Череда осуществляемых с 2015 года скандальных правовых реформ в Польше привела к усилению политического влияния на суды, а страна вступила в противоречие с Еврокомиссией. Суды ЕС начали серию судебных разбирательств, которые в итоге могут лишить Польшу доступа к финансам Евросоюза. Некоторые европейские суды отказываются выдавать Польше подозреваемых по европейским ордерам на арест, опасаясь, что судебные процессы в этой стране не будут справедливыми.
Сам суд и его постановления могут и не быть политизированными, но в польской системе правосудия возникли серьезные проблемы, так как политики оказывают на суды чрезмерное влияние. Об этом заявляет ассоциация польских судей. Таким образом, ослабевает доверие к их беспристрастности и самостоятельности при вынесении решений.
Штраф и апелляция остановят строительство?
Нет. Польское решение не в состоянии заблокировать весь проект, а его последствия будут иметь для «Газпрома» чисто финансовый характер. Но это решение создает дополнительное препятствие. По словам аналитиков, у Польши нет юридического права остановить строительство газопровода, которое почти завершено, потому что его маршрут не проходит по ее территориальным водам и исключительной экономической зоне.
Насколько необычен этот штраф?
Очень необычен. Польский штраф намного превышает штрафные суммы ЕС за нарушение антимонопольных правил, которые предъявлялись в исках крупным IT-компаниям типа Google. Он также намного больше штрафов, которыми облагаются нарушители правил слияний. Глава антимонопольного ведомства ЕС Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager) на этой неделе подчеркнула в разговоре с репортерами, что с 2014 года ни один из ее штрафов не превысил 10% от годового дохода оштрафованной компании. Два года назад компания Altice NV была оштрафована на 124,5 миллиона евро за проведение процедуры поглощения до получения разрешения от ЕС.
Дойдет ли дело до судов ЕС?
Шансы на это невелики. Польское антимонопольное ведомство подняло этот вопрос после того, как «Газпром» и его партнеры обратились к нему и к другим регуляторам ЕС с просьбой одобрить создание «Северного потока — 2». Польша в 2016 году поставила под сомнение законность совместного предприятия, после чего компании отозвали свою просьбу и получили кредитное финансирование. Польский регулятор продолжил расследование, назвав данный шаг попыткой обойти закон о конкуренции. Поскольку это решение основано на нормах национального права и принято исключительно польским антимонопольным ведомством без участия Еврокомиссии, последнее слово в этом деле будет за местными судами.
Напрямую оспорить решение Польши в судах ЕС в Люксембурге будет невозможно по тем же причинам. Но так как Польша является членом ЕС и должна применять антимонопольные правила в соответствии с законами Евросоюза, существует незначительный шанс, что в ходе рассмотрения польских апелляций возникнет вопрос о сфере действия законов ЕС.
Если польский суд решит, что не в состоянии дать ответ, он может передать некоторые вопросы на рассмотрение Европейского суда. Это будут вопросы не по существу спора, а о нормах права. Тяжба может затянуть принятие окончательного решения еще на пару лет.
При участии Марека Стжелецкого (Marek Strzelecki), Аойфе Уайт (Aoife White) и Дины Хренниковой (Dina Khrennikova).