На высоте 10 000 метров член экипажа разведывательного самолета ВМС США вскакивает на ноги и спешит к большому иллюминатору.
Он показывает пальцем. Там, по левому борту на мгновение появляется, а потом снова исчезает из виду двухмоторный бело-голубой истребитель. Российские ВВС только что пролетели рядом с самолетом-разведчиком, предупредив американских военных, что здесь, на подступах к Крыму, им следует вести себя осторожнее.
В этом районе сосредоточено большое количество войск и техники, и хотя американские самолеты-разведчики регулярно появляются в международном воздушном пространстве над Черным морем, градус напряженности между Россией и США, а также их региональными союзниками, достиг опасной отметки.
Многоцелевой морской патрульный самолет Р-8А «Посейдон» предназначен для борьбы с подводными лодками, наблюдения и разведки, а также для проведения поисково-спасательных операций.
Эта встреча в воздухе была безопасной, как и большинство из них, хотя, как говорят американские военные, российская авиация перехватывает 90% всех их разведывательных вылетов в район Черного моря, совершаемых с военно-морского аэродрома Сигонелла на Сицилии. Однако это не повод для самоуспокоенности.
«Главная опасность — это просчет. Русские часто перехватывают эти самолеты, — говорит капитан 1 ранга Тим Томпсон (Tim Thompson), командующий 67-й оперативной группой ВМС США. — Обычно они действуют очень профессионально и безопасно, но когда-нибудь кто-нибудь может проявить непрофессионализм».
Каждую неделю американские военные совершают несколько таких полетов, демонстрируя России свою силу и наглядно показывая союзникам по НАТО из этого региона, что они готовы их защищать.
В кабине «Посейдона» его пилот лейтенант Дэниел Лоудон (Daniel Loudon) объясняет, почему такие встречи в воздухе так сильно поднимают уровень адреналина: «Мы на самом деле не знаем, что делает второй самолет. Летчик может повести себя непредсказуемо, может, там новый пилот или что-то еще… Это всегда чревато опасностью».
Российские истребители стремительные и юркие, они могут мгновенно менять направление и высоту полета.
В основе Р-8А — конструкция авиалайнера Боинг-737, одного из самых популярных самолетов на планете. Но он предназначен для полета по прямой, а не для встреч в воздухе на близком расстоянии со стремительными истребителями.
Именно такая встреча произошла 28 августа у экипажа американского бомбардировщика В-52, когда два российских Су-27 пролетели прямо перед носом это массивной машины в небе над Черным морем. На видеозаписи американских военных видно, как один из самолетов подходит к В-52 на очень близкое расстояние, создавая полосу турбулентности, в которую попадает бомбардировщик.
Тремя месяцами ранее, 26 мая два российских истребителя Су-35 одновременно встали по бортам американского Р-8А «Посейдон», на 64 минуты ограничив ему свободу маневра. Российское Министерство обороны неоднократно опровергало американские обвинения по этому и другим поводам.
Предположительно агрессивные действия России увеличивают опасность в и без того сложной геополитической обстановке над Черным морем, которое является важным морским торговым путем для ряда членов НАТО, таких как Болгария, Румыния и Турция. Оно также исключительно важно для Украины и Грузии, которые являются партнерами Североатлантического альянса, и отнюдь не урегулировании свои споры с Россией.
В 2008 году Россия вторглась на территорию Грузии, и по сей день держит свои войска непосредственно за сепаратистскими силами в отколовшихся от Грузии регионах Абхазия и Южная Осетия. А в 2014 году она оккупировала, а затем присоединила украинский полуостров Крым.
Контр-адмирал Энтони Карулло (Anthony Carullo), занимающий должность начальника оперативного управления ВМС США в Европе, говорит, что эти полеты обретают особую важность, так как Россия наращивает активность не только в Черном, но и в Средиземном, Балтийском, Баренцевом и арктических морях.
В последние годы отношения между Россией и Западом ухудшились, и Москва все чаще проводит военные учения, полеты авиации и патрулирование вокруг Европы, проверяя ее оборону, говорит Карулло. Россия эти обвинения опровергает, заявляя, что она просто отвечает на провокации со стороны НАТО.
«Мы постоянно следим за ними и видим, чем они занимаются, — говорит Карулло. — Это сигнал всем вероятным противникам, а также сигнал нашим партнерам и союзникам о том, что мы их поддерживаем».
То, что съемочная группа Си-Эн-Эн увидела во время полета, подтверждает слова адмирала. Камеры Р-8А сняли десяток российских военных кораблей, в том числе, подводную лодку проекта 877 «Палтус», а также семь военных самолетов.
В непосредственной близости от «Посейдона» также летели американские бомбардировщики В-52, а по морю шли три натовских корабля.
Внутри Р-8А имеется самая современная на планете аппаратура слежения, включая передовую РЛС и инфракрасные камеры по левому борту самолета.
«Мы ведем поиск очень многого, — говорит командир корабля лейтенант Холлис Кеннеди (Hollis Kennedy). — Российские самолеты не уведомляют гражданскую автоматическую систему опознавания, но как вы видели, мы их засекаем, а затем сближаемся, входим в визуальный контакт, опознаем их и докладываем полученную информацию».