Тайбэй, Тайвань — На фоне роста напряженности в Тайваньском проливе на призыв Тайваня к диалогу Пекин ответил новыми кадрами крупномасштабных военных учений с отработкой предполагаемого вторжения и якобы признанием тайваньского бизнесмена, арестованного в Китае по обвинению в шпионаже.
Двойной залп Центрального телевидения Китая (CCTV) прогремел поздно вечером в субботу и воскресенье, дав понять о жесткой позиции Пекина. Причем это случилось в те же выходные, когда президент Тайваня Цай Инвэнь выступила с примирительными заявлениями, выразив желание провести переговоры на фоне крепнущих опасений, что китайские угрозы Тайваню могут вылиться в военные действия.
В субботу, отмечая годовщину создания Китайской Республики 10 октября 1911 года, Цай выступила в тайваньской столице с речью, призвав Пекин изменить свою воинственную позицию и «совместно способствовать примирению и мирному диалогу». Эту формулировку по обе стороны пролива сочли оливковой ветвью мира на фоне участившихся разговоров о войне.
Но Китай от предложения Цай не замедлил отмахнуться. Всего через несколько часов после ее выступления китайское телевидение выпустило репортаж длиной две с половиной минуты о «многомерных» учениях у юго-восточного побережья Китая с использованием десантных кораблей, ударных вертолетов и ракет сухопутного базирования. Этот репортаж стал самым обширным в недавней серии китайских пропагандистских видеороликов с волнующей музыкой, резкими склейками и предупреждением, что военные могут атаковать, если Демократическая прогрессивная партия (ДПП) Цай не признает дипломатической формулировки, что Китай и Тайвань — части единой страны, или если Тайбэй углубит отношения с США, своим военным и дипломатическим покровителем.
Представитель Пекинского управления по делам Тайваня Чжу Фэнлянь назвала в субботу подстрекателем не Пекин, а Цай. «Основная причина напряженности по обе стороны пролива — это руководство ДПП, которое отказывается признать принцип единого Китая и вступает в сговор с внешними силами», — сказала Чжу.
Китай считает Тайвань отколовшейся провинцией, которую необходимо «воссоединить» с материком и восстановить территорию Китайской империи на пике ее могущества в XIX веке. Однако Коммунистическая партия, придя к власти после гражданской войны в 1949 году, никогда Тайванем не управляла — и граждане демократического Тайваня в последние годы все чаще голосуют против более тесного союза с Пекином.
Лидер КНР Си Цзиньпин поставил восстановление пекинского контроля над Тайванем во главу угла своего плана восстановить величие Китая и дал понять о растущем раздражении в связи с отказом ДПП признать принцип единого Китая. В своем ежегодном отчете в этом году китайское правительство вычеркнуло слово «мирный» из давних упоминаний о «воссоединении» с Тайванем.
Воскресным вечером китайское телевидение выступило с еще одним броским репортажем: передало предполагаемое признание задержанного тайваньского бизнесмена Ли Мэн Чу, которого показали впервые с момента его исчезновения в прошлом году на юге Китая. Ли — в тюремной одежде — извинился за действия, которые поставили под угрозу национальную безопасность Китая, а также за поддержку независимости Гонконга и Тайваня.
Ли, сообщило китайское телевидение, был арестован в рамках новой кампании китайской контрразведки под названием «Гром-2020» против тайваньских граждан, подозреваемых в шпионаже и разжигании беспорядков в Гонконге.
В понедельник Тайвань откликнулся гневной отповедью, предположив, что Китай «вынудил» Ли «сознаться в преступлениях и раскаяться перед СМИ», подчеркнув, что это «совершенно не вписывается в общепринятую правовую процедуру».
Китай неоднократно критиковали правозащитные группы и иностранные правительства — в том числе США, Великобритания, Канада и Австралия — за выбивание признаний из политических заключенных и удержание политических заложников.
Ли был задержан в августе 2019 года в Китае после того, как он сфотографировал сбор китайской бронетехники в Шэньчжэне, — материковом городе, граничащем с Гонконгом — и поделился ими в социальных сетях.
Когда прошлым летом в Гонконге усугубились протесты против китайского вторжения, китайские государственные СМИ широко освещали перемещения войск вдоль границы, намекая на то, что они могут круто вмешаться в дела по сути полуавтономного города, если бурные протесты продолжат развиваться по нисходящей спирали.
В воскресенье китайское телевидение сообщило, что Ли приехал в Шэньчжэнь с единственной целью — снять военную технику — и сделал 16 видео и 48 фотографий.
В последние недели тайваньские официальные лица предприняли ряд шагов по снижению напряженности в отношениях с Китаем после визитов двух высокопоставленных американских чиновников и добившись крупных закупок оружия от администрации Трампа. В прошлом месяце министр иностранных дел Тайваня Джозеф У заявил Национальному общественному радио (NPR), что Тайвань не стремился к установлению официальных дипломатических отношений с Вашингтоном, отметив, что это было бы солидным стимулом для тайваньской дипломатии, но крупной провокацией для Пекина.
Ху Сицзинь, редактор «ястребиной» газеты Коммунистической партии Китая «Глобал таймс» (Global Times), заявил в китайских социальных сетях, что администрация Цай «смягчила» свой тон, потому что «осознала всю серьезность возможного военного конфликта» с Китаем.
Он призвал Китай не «покупаться» на жест доброй воли. «Дальнейшая военная игра мускулами — единственный ответ на вопрос стабильности по ту сторону пролива», — заявил Ху.