В понедельник в Киргизстане все еще царила неопределенность после четырех дней стычек соперничающих групп демонстрантов в связи с результатами выборов: они были оспорены и в конечном итоге отменены. Как бы то ни было, все это не успокоило напряженность в маленькой среднеазиатской стране, которая находится под политическим влиянием России и экономическим Китая. Незаметный с прошлой недели президент Сооронбай Жээнбеков (находится у власти с 2017 года) ввел чрезвычайное положение в столице Бишкеке, где в пятницу несколько правительственных зданий были взяты штурмом демонстрантами. За последние 15 лет два его предшественника были вынуждены уйти в отставку из-за беспорядков. На этот раз в столкновениях погиб один человек, а около тысячи получили ранения.
Все это происходит на фоне сложной картины традиционного соперничества севера и юга страны, клановой или даже мафиозной борьбы, которая обостряется экономическим кризисом и последствиями covid-19. Большинство населения этой бедной страны живет на переводы от родственников, которые работают в России и Казахстане. Тем не менее с апреля объемы перечислений упали на 62% из-за пандемии. Почти 200 000 молодых людей остались без работы за границей и были вынуждены вернуться в страну, где у них нет никаких возможностей. «В Киргизии, как и в других среднеазиатских странах, власти не были готовы к пандемии, — говорит эксперт московского Центра Карнеги Тимур Умаров. — Но в отличие от других стран региона в Киргизии есть свобода СМИ: очереди, закрытые двери больниц, задыхавшиеся на улице зараженные люди были повсюду». Такая обстановка вывела из себя людей и обострила их недовольство по поводу других проблем, таких как организованная преступность, которая, как считают многие граждане, пронизала всю местную политику.
Кризис разворачивается на фоне личного противостояния президента Жээнбекова с его предшественником Алмазбеком Атамбаевым, бывшим наставником, а ныне главным соперником. На прошлой неделе Атамбаев вышел из тюрьмы, где отбывал 11 лет за то, что выпустил на свободу сидевшего за решеткой мафиозного лидера. В опубликованном в субботу видео Атамбаев заявил, что во время столкновений его машина подверглась обстрелу. Позднее бывший президент был вновь задержан и отправлен за решетку.
Политическая потасовка
Это политическое соперничество сопровождалось потасовкой в парламенте. 16 партий соперничали за депутатские кресла в стране, которая выделяется своим плюрализмом в Средней Азии, где в основном доминируют авторитарные режимы. Тем не менее по итогам выборов 4 октября в парламент смогли пройти лишь четыре партии, которые к тому же считаются южными. Все это стало искрой в пороховой бочке. Появились доклады о махинациях и использовании «административных ресурсов», как называют на территории бывшего СССР бюрократические манипуляции.
В таких непростых условиях депутаты подтвердили в среду назначение на пост премьера Садыра Жапарова, чье прошлое представляет немалый интерес. В 2017 году этому националисту дали десять лет тюрьмы за захват заложников во время предыдущего политического кризиса… В прошлый вторник его вытащили из тюрьмы демонстранты. Как пишет «Франс-Пресс», именно сторонники Жапарова могли стоять за субботним обстрелом бывшего президента Атамбаева. По словам ряда обозревателей, урегулировать кризис получится только путем амнистии Атамбаева и примирения двух президентов-соперников.
В понедельник до этого было еще далеко, а в стране сохранялась нестабильность. Влиятельный Государственный комитет национальной безопасности призвал политический класс навести порядок. Россия за неимением лучшего выступила в поддержку Омурбека Сунавалиева, человека, который взял под контроль ГКНБ в хаосе последних дней.