В пятницу министры иностранных дел Армении и Азербайджана приехали в Москву по приглашению президента Владимира Путина. Официально их позвали на «консультации» под наблюдением министра иностранных дел России Сергея Лаврова. На практике речь идет о поисках способа положить конец кровопролитию в Нагорном Карабахе. Де-юре эта территория принадлежит Азербайджану, но еще во время гражданской войны 1988-1994 годов ее жители объявили о независимости и с тех пор сохраняют статус сепаратисткой республики под защитой Армении.
Две недели назад Азербайджан пошел в атаку. С тех пор обе стороны обстреливают гражданские районы. Точное количество убитых подсчитать трудно, поскольку независимых наблюдателей там нет, но речь идет о сотнях человек.
Более недели Путин хранил молчание. На этой неделе, однако, он несколько раз поговорил по телефону с президентами Армении и Азербайджана Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым. Он призвал обе страны согласиться на прекращение огня.
В России не осталось без внимания, как холодно Москва обходится со своим давним союзником Арменией: во-первых, Путин долгое время молчал, во-вторых, он не выразил Армении однозначной поддержки.
«Позор! Почему мы не помогаем Армении?» — воскликнула моя петербуржская соседка, когда я встретила ее на днях на лестнице.
Москва традиционно всегда поддерживала Армению. Страна считается форпостом христианства на Кавказе, ее народу помогают по культурным, религиозным и историческим причинам. Без российской поддержки Армения могла в начале 1990-х и не выиграть у Азербайджана войну за Нагорный Карабах.
Несколько дней назад Армения отозвала аккредитацию российского журналиста Ильи Азара, отправленного в страну независимой «Новой газетой». Один из людей, у которых Азар взял интервью для репортажа, говорит, что ситуация на фронте тяжелая и что потери Армении гораздо больше, чем признает правительство.
Перед встречей в Москве Армения и Азербайджан сделали определенные шаги в сторону мира. Они обменялись военнопленными и телами погибших. Да и одно то, что они вообще готовы встречаться на таком высоком уровне, означает, что предварительная работа уже проделана. Но до договоренности по-прежнему далеко.
Дважды — в 1999 и 2011 годах — они были близки к решению по Нагорному Карабаху. Оба раза все сводилось к тому, что Армения должна отдать большой кусок собственной территории, чтобы вместо него получить контроль над Нагорным Карабахом. В 1999 году Армения была готова отказаться от общей границы с Ираном.
Маловероятно, что такой вариант будет обсуждаться и в этот раз. Азербайджан ясно дал понять, что готов решать проблему военным путем. Вполне возможно, что Россия остановит его, но что-то потребует от Армении в качестве благодарности.