Прекращение огня между Азербайджаном и Арменией не выполняется из-за нарушений со стороны Армении. Но ни от одних переговоров, в которые вмешалась Россия, до сегодняшнего дня не удалось получить результата. Россия за каждым столом, за который садилась, либо меняла условия в свою пользу, либо закрывала глаза на продолжение боевых действий, придерживаясь принципа «мир — это продолжение войны». Самые наглядные примеры этого — Сирия, Ливия, Афганистан, Центральная Африка.
Перемирие между Азербайджаном и Арменией, которое внешне подразумевает посредничество России, а по сути — погоню за престижем, не дало результата. Однако это неудивительно для тех, кто внимательно следит за Россией. Ведь Россия много раз обеспечивала так называемое прекращение огня в Карабахе, где она была посредником армянской оккупации, но каждое прекращение огня заканчивалось резней наподобие Ходжалинской трагедии и территориальными потерями для Азербайджана. Россия, отклоняющая претензии Турции о недееспособности Минской группы ОБСЕ и запрос турецкой стороны на присутствие за столом переговоров, не отказывается от тактики отвлечения внимания. Рассматривая Запад как часть проблемы, а не решения, и говоря об этом при каждой возможности, Москва по сути стала частью тупика, в который зашел каждый спор с ее участием. Россия, настаивая на том, что Запад является главной причиной конфликтов на Ближнем Востоке и в других регионах, уделяет приоритетное внимание ослаблению США, их союзников и ищет возможность занять их место.
Мир — продолжение войны
По мнению России, более сильные государства лучше выступают в качестве посредников, чем более слабые. И урегулирование конфликтов лучше всего осуществляется не путем мирных переговоров при посредничестве нейтральной стороны (например, Норвегии), а когда сильные игроки для прекращения насилия навязывают воюющим сторонам свою волю. В случае с Афганистаном Россия выступила против расширения мирного процесса за счет включения в него многих государств за пределами региона. Одним словом, Россия на мирных переговорах, как правило, использует разные пути и так или иначе обеспечивает продолжение войны. Для навязывания сторонам мира применяется широкий спектр методов, таких как торговые соглашения, давление и насилие.
Если есть мой интерес, я здесь
Политика, проводимая Россией в зонах конфликтов, выстраивается полностью в соответствии с ее геополитическими интересами. Россия никогда не заинтересована в обеспечении общественных преобразований или демократизации. Россия нацелена исключительно на создание минимального политического порядка в соответствии с ее геополитическими интересами. Вот почему она может оказывать поддержку всем, от «Талибана» (запрещена в РФ — прим. ред.) до ливийских повстанцев Хафтара.
Без меня не получится
Благодаря современной разведке, аналитическим возможностям и эффективным дипломатическим инициативам у России есть множество аргументов, которые могут играть активную роль в сложных мирных переговорах. Помимо продажи оружия и предоставления помощи в сфере безопасности, Москва также позиционирует себя в качестве потенциального посредника в урегулировании конфликтов. Помимо своей роли на Ближнем Востоке, в Ливии и Сирии, Россия предложила себя в качестве посредника в контексте гражданской войны в Йемене и израильско-палестинского конфликта. В 2019 году Россия предложила свое посредничество для деэскалации напряженности между Индией и Пакистаном. Ни одна из этих инициатив не обеспечила прогресса.
Участник войны и переговоров
Россия осуществила военное вмешательство в Грузию (2008), на Украину (2014), в Сирию (2015). Во всех этих случаях Россия наряду с военными действиями вела дипломатический торг в разных формах. В Грузии столкновения прекратились в результате согласования президентами России и Франции Дмитрия Медведева и Николя Саркози мирного плана, состоявшего из шести пунктов, однако это соглашение закрепило контроль России над сепаратистскими регионами. На Украине Россия одержала дипломатическую победу в результате заключения Минских договоренностей.
Право голоса в Сирии
Военную кампанию России в Сирии, начавшуюся в 2015 году, сопровождала серия переговоров и посреднических усилий. Иногда Россия непосредственно принимала участие в переговорах о прекращении огня с сирийской оппозицией, а порой участвовала в операциях против повстанцев. Сделав еще более важный шаг, Россия в январе 2017 года создала альтернативу женевскому мирному процессу. Так называемый «астанинский процесс» свел вместе Турцию, Иран и Россию как стран — гарантов серии встреч при участии членов вооруженной оппозиции и делегатов сирийского правительства. За астанинским процессом последовали сочинские переговоры. Однако принятые решения не увенчались успехом из-за позиции России. Астанинский процесс не дал решения проблемы, но позволил России расколоть оппозицию, во многом взять на себя процесс, который шел под эгидой ООН, сорвать попытки объединить оппозиционные группы.
Поддержка Хафтара
В Ливии Россия тоже участвует как в конфликте, так и в переговорах. Россия, поддержавшая Хафтара наемниками «Группы Вагнера», действует против официально признанного ООН правительства. В январе 2020 года Россия провела переговоры двух конфликтующих сторон в Москве. Хафтар отказался подписать соглашение о прекращении огня. Хотя это выглядело как неспособность России повлиять на Хафтара, для ее присутствия в регионе необходимо было продолжение войны. Ведь для получения куска пирога в Восточном Средиземноморье и контроля над энергетическими маршрутами Россия должна быть в регионе, а Хафтар — стоять на ногах.
Разместилась в Центральной Африке
В Центральноафриканской Республике (ЦАР) российские официальные лица и частные компании, тесно связанные с российским государством, вели мирные переговоры с повстанцами. Оказалось, что эти инициативы были предприняты для того, чтобы гарантировать доступ российских компаний к природным ресурсам страны и поддержать режим президента ЦАР Фостена-Арканжа Туадеры. В 2017 году президент республики договорился с Москвой о поставке оружия и обучении военных. В течение 2018 года Россия осуществляла такое обучение через «Группу Вагнера». В качестве советника Туадеры по национальной безопасности был назначен Валерий Захаров, который обеспечил президента группой российских телохранителей. Таким образом Россия разместилась в самом сердце Африки.
В Афганистане наготове
Войну в Афганистане, куда Россия вторглась в 1979 году и где воевала на протяжении 10 лет, Россия передала США. И, что интересно, с 2016 года Россия пыталась разработать альтернативный мирный процесс для урегулирования конфликта в Афганистане путем серии переговоров, известных как «Московский формат». Для усиления своей позиции в этом процессе Россия использовала связи с вооруженными группами, присутствующими на поле боя, включая «Талибан». В 2019 году, когда шли переговоры между США и «Талибаном», Россия продолжала идти своим параллельным путем. Если переговоры дадут сбой, Россия готова возобновить свой подход в этом регионе.
Козырь «вето» на столе
На международном уровне Россия регулярно пользовалась правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы защитить правительства Судана, Шри-Ланки, Мьянмы и Сирии от критики Запада по поводу нарушений прав человека или военных преступлений. Кроме того, Россия также бросала вызов международным нормам, требующим международного вмешательства для прекращения массовых беззаконий, и поддерживала жесткие подходы, связанные с защитой государственного суверенитета.
Марионеточная администрация
Стремясь быть посредником в конфликтах в разных регионах мира, Россия в войнах против нее отвергает попытки международного посредничества. Самый наглядный пример — Чечня. С 1999 года ведется беспощадная кампания против чеченских повстанцев, сопровождаемая политическими шагами в поддержку лояльных чеченцев. Россия под лозунгом «чеченизация» поддержала чеченского лидера Рамзана Кадырова щедрым финансированием и с помощью марионеточной администрации снова взяла Чечню под контроль.