Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): как Советский Союз создал плавающую гаубицу

Учения Центр-2019 в Таджикистане - ИноСМИ, 1920, 14.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При анализе вооружений времен холодной войны диву даешься — на какие только ухищрения не шли конструкторы. Настоящая война была еще свежа в памяти — и они готовились к худшему. Гаубица «Гвоздика» могла самостоятельно пересекать водные преграды вплавь. Была у нее и защита на случай ядерного взрыва. Напомним: готовились к худшему.

Это было необычное оружие, и через какое-то время гаубицу сняли с вооружения.

В прошлом году сухопутные войска Национальной гвардии США в штате Вирджиния провели очень необычные артиллерийские учения с боевой стрельбой из 105-миллиметровых гаубиц М118, установленных на борту десантного судна. Учения должны были показать, как оказывать мобильную огневую поддержку во время высадки морского десанта и действий в прибрежных районах.

Обычно огневую поддержку оказывают небольшие корабли, но у некоторых операторов на сей счет были свои идеи. В годы холодной войны Красная Армия создала самоходную гаубицу 2С1 «Гвоздика» на базе многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ с орудием 2А18 калибра 122 мм. Уникальная особенность этой гусеничной машины состоит в том, что она плавающая и требует очень мало времени, чтобы начать движение по воде.

Находясь в воде, гаубица приводится в движение гусеницами, развивая максимальную скорость 4,5 км/час. Перед началом движения по воде включается трюмный насос, впереди поднимается водоотражательный щиток, над ведущими колесами и передними катками ставится кожух, а сзади опускаются отражатели воды.

На подготовку к движению по воде уходит около 20 минут, и поэтому, в отличие от американской амфибийной машины DUKW, которая создавалась в годы Второй мировой войны, у «Гвоздики» все просто: въехал в воду — и поплыл. С учетом немалого веса машины, по воде гаубица может перевозить всего 30 снарядов.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» была сконструирована в конце 1960-х годов, а ее серийное производство началось в 1971 году. Броневой корпус обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Гаубица имеет систему защиты от ядерного взрыва, которая защищает экипаж от оружия массового уничтожения, создавая избыточное давление и герметично закрывая отверстия. Однако у гаубицы отсутствует система постановки дымовой завесы.

Самоходная гаубица имеет дизельный 8-цилиндровый двигатель мощностью 300 л.с. с механической трансмиссией. Максимальная скорость по шоссе — 60 км/час, а по пересеченной местности — 29 км/час.

Компоновочная схема традиционная. Двигатель находится в передней части, а башня в задней. Экипаж гаубицы составляет четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.

Основным вооружением является гаубица 2А31, созданная на основе возимой гаубицы Д-30. К ней подходят любые боеприпасы калибра 122 мм, разработанные для этого орудия. У обычного снаряда дальность стрельбы составляет примерно 15 км, а у снаряда с ракетным ускорителем она увеличивается до 22 км. В боекомплект гаубицы входят осколочные, осколочно-фугасные, кумулятивные, кассетные, дымовые и осветительные снаряды.

В годы холодной войны гаубицу 2С1 экспортировали в страны Варшавского договора, в том числе в Чехословакию, Венгрию и Румынию. В последние годы наибольшее количество таких гаубиц находится на вооружении Украины, Белоруссии и Индии. В России «Гвоздику» в основном заменили на 152-мм гаубицу 2С19 «Мста», которая начала поступать на вооружение в 1989 году. Сейчас «Гвоздика» используется в основном в резервных частях и при проведении боевой подготовки.

Тем не менее, она остается самым необычным образцом боевой техники времен холодной войны, дав возможность решить проблему, у которой, казалось бы, не было решения.