Президент Путин назвал трагедией военное столкновение Азербайджана и Армении на территории Нагорного Карабаха. «Жители Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха для нас — не чужие люди», — сказал Путин. В России живут и работают около двух миллионов азербайджанцев и более двух миллионов армян. И у тех, и у других родственные связи и экономические интересы в России.
Путин призывает обе стороны остановить военные операции и вернуться к переговорам без предварительных условий. Также Путин объявил, что в связи с членством Армении в Организации Договора о коллективной безопасности у России есть определенные обязательства, и она их, несомненно, выполнит.
Что же кроется за этими важными положениями общего характера?
- Театр военных действий расположен в районе Нагорного Карабаха — автономной республики на территории Азербайджана, которая, однако, не была признана ни одним государством, и даже самой Арменией. Поэтому Россия формально не имеет права вступить в конфликт на основании положений Договора о коллективной безопасности, так как столкновения не происходят непосредственно на территории Армении.
- Высказывание Путина относительно обоих народов ясно показывает, что они в течение многих тысячелетий жили неотделимо от «созвездия России» — сначала царской, а потом советской, — и до сих пор соединены с ней неразрывными политическими, экономическими, военными и прочими связями.
- Глава российской контрразведки Сергей Нарышкин (глава Службы внешней разведки — прим. ред.) сообщил, что, согласно его данным, на карабахский фронт постоянно прибывают сотни, а возможно, и тысячи наемников из Сирии и Ливии…
- Это сообщение, хотя и не упоминает о Турции как стране, ответственной за процесс перемещения джихадистов, но все же этот процесс фиксирует. И дальше будет больше.
- На практике: согласно информации новостного портала «Русвесна», российкие ВВС в Сирии уже начали в идлибской зоне деэскалации чистку лагерей, где обучаются наемники, которых потом отправляют в Карабах.
- В воскресенье, 4 октября, российские ВВС осуществили воздушную атаку и разрушили подземное убежище джихадистов, уничтожив около 300 вооруженных террористов во главе с их предводителем Абу Катаном, организовавшим покушение на российского генерала месяц назад. Этот лагерь, как и ряд других, находится в идлибской зоне, которая не находится под контролем Сирии и поддерживается американскими военными силами.
- Из этих районов, и особенно из числа туркмен этого региона, которые снабжают «Джебхат ан-Нусру» и целый ряд дочерних организаций «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (точнее того, что от него осталось) (все три — запрещенные в России организации — прим. ред.), Анкара вербует тех, кто посылает «помощь» вооруженным силам Азербайджана.
- Кажется, Эрдоган пытается «насолить» Путину, наступая на больное место России — на Кавказ. Почему он это делает? Потому что всякому, кто объективно смотрит на развивающиеся в Сирии события, ясно, что амбициозный план Эрдогана по присвоению значительной части разделенной Сирии провалился. Благодаря российскому вмешательству Сирия была спасена, а «Исламское государство» и его дочерние группировки потеряли около 130 тысяч боевиков и 70 процентов вооружений.
- Глава Турции это осознал некоторое время назад и переместил зону своих действий в сторону Ливии. Именно туда он перевел тысячи джихадистов, и несколько месяцев назад казалось, что он выиграл территорию, на которую претендовал важный противник, генерал Халифа Хафтар. Однако события последних недель — соглашение об объявлении выборов, отстранение от должности «премьер-министра» Триполи Сарраджа, рост роли правительства при поддержке Европы и России — все они в немалой степени обесценили и эти его временные достижения.
- Открывая новый фронт на Черном море и на Кавказе, Эрдоган осуществляет шаги, связанные с особым риском для него самого, но главным образом, однако, для стабильности в регионе. Он стремится — и на настоящий момент преуспевает в этом — втянуть в свою опасную игру президента Азербайджана Ильхама Алиева. Под лозунгом «один народ, два государства» он предпринимает беспрецедентные в истории действия.
- Как известно, Азербайджан никогда не был частью Османской империи, напротив, значительная часть азербайджанского населения жила и продолжает жить в Иране, сохраняя с давних пор прочные отношения с Россией.
- Москва, ясно заявив, что в случае надобности поддержит Армению на основании Договора о коллективной безопасности, все же еще продолжает попытки убедить власть в Баку в том, что потворство новому османскому максимализму не принесет ничего хорошего будущему страны.
***
В настоящее время Россия, видимо, не собирается дарить Баку Анкаре. Она продолжает серию переговоров с Баку, как, само собой разумеется, и с Ереваном. Одновременно она атакует подразделения наемных военных в северной Сирии, которые Эрдоган использует в своих целях. Продолжает пытаться военно-дипломатическим путем перевернуть ситуацию, сложившуюся сейчас вокруг Карабаха.
Кавказские события напомнили мне слова одного российского высокопоставленного правительственного лица, сказанные весной 2018 года, когда его кипрский коллега выразил свой ужас по поводу того, что случится с Кипром, если Москва и Анкара станут действовать заодно: «Друзья, мы в России научились читать историю. Экономические, торговые объединения всегда создавались и будут создаваться. Но история и десятки русско-турецких войн учат нас, что Россия никогда не станет военным союзником Турции!»