Международный валютный фонд назвал Испанию европейской страной, наиболее пострадавшей от эпидемии covid-19. В этом году по оценке МВФ испанский ВВП упадет на 12,8% — это самый негативный показатель среди развитых стран Европы. Для сравнения, ВВП Еврозоны упадет на 8,3%, в том числе Италии на 10,6%, Великобритании на 9,8%, Германии на 6,0%, США — на 4,3%, России на 4,1%. Хуже Испании обстоят дела только в таких развивающихся странах, как Перу (-13,9% ВВП), Ливан и Венесуэла (-25%). Пандемия covid-19, пишет испанская Паис (El Pais), прошлась по стране подобно урагану, который смел целые сектора экономики. Строгий локдаун, введенный в период с 15 марта по 21 июня, особенно губительно отразился на туристическом секторе. Испания — одна из самых посещаемых стран мира, ежегодное число туристов составляет около 80 млн человек, эта отрасль обеспечивает 12% ВВП и 13% занятости. Именно поэтому весенне-летний локдаун обрушил ВВП на 18,5%, в то время как в остальной Европе снижение за тот же период составило 11,7%. Ситуация остается крайне сложной по сегодняшний день. Годовое падение ВВП в 12,8% считается самым глубоким со времени гражданской войны 30-х годов прошлого века.
Одновременно Испания остается одним из мировых лидеров (5-е место, около миллиона человек) и безусловным европейским лидером по уровню инфицированности коронавирусом. По смертности от covid-19 в отношении к численности населения страна входит в европейскую «тройку» наряду с Бельгией и Великобританией. По негативным показателям Испания опередила даже Италию — страну с сопоставимыми климатическими условиями и культурными традициями. Испанские эксперты пытаются дать объяснение этому явлению, называя среди причин более широкое чем в Италии тестирование населения, «стадное» поведение испанцев, особенно летом, преждевременное открытие бизнесов в конце июня, наплыв иностранных туристов во второй половине лета, работу баров, дискотек и клубов в поздние часы и т.д. С другой стороны, отмечается, что Италия лучше Испании наладила систему отслеживания (tracking) переносчиков инфекции.
Эпидемия вскрыла серьезные недостатки, присущие испанской системе здравоохранения, которая неплохо приспособлена для оказания первичной медицинской помощи и лечения традиционных заболеваний. Однако Испания, как и большинство стран Европы, не имеет опыта борьбы с вирусными пандемиями, особенно нового типа. В стране практически отсутствует культура противовирусной гигиены — дезинфекции поверхностей, стерилизации предметов, тщательного мытья рyк. Больницы недостаточно оснащены перчатками, масками и аппаратами ИВЛ. В удручающем состоянии находятся дома для престарелых, на которые приходится почти половина умерших от covid-19. Эксперты считают, что крупнейшая за сто лет эпидемия вскрыла существенные недостатки в организации здравоохранения и серьезные просчеты со стороны государства.
Испанской индустрии туризма и услуг нанесен тяжелейший удар, от которого она еще долго не сможет оправиться. Так, в августе этого года число туристов, прибывших в Испанию, сократилось на 76%. Уровень безработицы достигнет в этом году 19% и лишь немного снизится в 2021 году, поскольку мировой туризм вряд ли к тому времени восстановится. В Испании наряду с туристическим сектором сильно пострадали малый и средний бизнес, у которых нет финансовых резервов, чтобы долгое время выдерживать остановку деловой активности. Основная надежда возлагается на фонд помощи в 750 млрд евро, который Европейский союз намерен выделить пострадавшим от эпидемии странам. Доля Испании в этом пакете помощи составляет 142 млрд евро.
В условиях пандемии государственный долг Испании вырос до самого высокого уровня за последние десятилетия. Правительство заявило, что в 2020-21 годах вынуждено будет в чрезвычайном порядке приостановить действие бюджетных ограничений, введенных Евросоюзом. Госдолг Испании увеличится в этом году на 120 млрд евро — с 99% до 123% ВВП, что является своеобразным антирекордом и намного превышает потолок долга в 60%, установленный Евросоюзом. Экономисты отмечают, что такого роста задолженности не было с 1947 года.
Несмотря на острый кризис, государство продолжит финансирование безработных и частично занятых, хотя такая политика обходится в 4 млрд евро ежемесячно. В случае свертывания этой программы стране грозит социальный взрыв. Под давлением профсоюзов и левых политических партий правительство ввело запрет на увольнения, предприятия обязаны переводить работников на сокращенный рабочий день и неполную трудовую неделю. Благодаря этим мерам удалось снизить число частично безработных с 3,4 млн на пике первой волны до 750 тысяч человек в данное время. Поддержка этой категории населения, а также помощь и кредиты самозанятым в нынешнем году обойдутся государству в 20% ВВП, они продлятся как минимум до января следующего года. Всего же 30% испанцев живут на пенсию, пособие или другую форму господдержки.
Иностранные наблюдатели отмечают, что стиль жизни испанцев в условиях эпидемии резко изменился, на улицах меньше радостных лиц, люди не собираются в шумные компании, меньше общаются друг с другом. В отличие от более сдержанных северян, в Испании раньше не соблюдалась социальная дистанция, люди обнимались и целовались повсеместно, рассаживались очень плотно. Теперь эти «народные» привычки приходится менять, испанцы в массовом порядке продают золото и семейные драгоценности, чтобы спасти семейный бизнес или просто свести концы с концами. Сейчас в Испании свирепствует вторая волна коронавируса, однако власти бояться вводить такие же жесткие ограничения, как в марте-июне, опасаясь, что они окончательно добьют экономику.
Каковы перспективы выхода из кризиса? По оценке экспертов, весьма неважные, поскольку потребуют пересмотра всей экономической модели Испании, основанной на туризме и услугах. Но пока что никто эту модель не собирается менять, рассчитывая на скорый конец эпидемии. Вместе с тем, премьер-министр Педро Санчес заявил, что выход из кризиса ожидается не ранее 2023 года.