- Неправда, что армяне и азербайджанцы не переносят друг друга
- Мудрее всего сейчас был бы сесть за стол переговоров
- Турция не слушается даже НАТО!
- Почему мы приветствуем турецкую провокацию в Карабахе?
Postimees: Насколько карабахский конфликт отражается на жизни общин в Эстонии?
Ниязи Гаджиев: Второй президент Армении Роберт Кочарян сказал, что армяне и азербайджанцы друг друга не переносят. Это неправда, что армяне и азербайджанцы не переносят друг друга! Мы всегда жили вместе, у нас очень много общего. Вспомните хотя бы Муслима Магомаева и Арно Бабаджаняна!
Не хочу, чтобы политики использовали наши общины в своих целях и своими неосторожными заявлениями разделяли общины. Имею ввиду выступление в Рийгикогу (парламент Эстонии — прим. ред.) Урмаса Эспенберга (EKRE, Консервативная народная партия Эстонии — прим. ред.), который не проводит разницы между Азербайджаном и Турцией, террористами и выходцами из Африки.
У EKRE один из лозунгов так и гласит: «Увидишь черноголового — выходи за дверь!». А ведь армяне и азербайджанцы тоже черноголовые. Мы собираемся обсудить подобные словесные провокации на следующей неделе в парламенте. Цель Азербайджана одна — выполнять резолюции ООН, призывающие освободить оккупированные территории.
— Насколько велико влияние Турции внутри этого конфликта?
Армен Андраникян: Ниязи, вы как-то сегодня заметили, при чем тут Турция? Это интересное заявление. Турция, наоборот, провоцирует и объявляет о братстве турок и азербайджанцев. Как это Турция ни при чем? Она реально провоцирует войну! Она реально провоцируют второй геноцид 21 века! Это факт.
Ниязи Гаджиев: Турция там есть, но… азербайджанцы и есть турки. Мы один народ, но два государства. Исторически мы неразделимы. Турция в данный момент — сдерживающий фактор, чтобы в Нагорный Карабах не вмешивались третьи страны — такие, как Иран, которые поддерживают Армению.
Армен Андраникян: Только Иран — это ислам, а Армения — христианство.
Ниязи Гаджиев: Все оружие и снабжение сейчас идет через Иран, который не хочет дать азербайджанцам объединиться. Здесь нет религиозного подтекста. Это чисто территориальные претензии. Проблема в том, что армяне даже с предложением Минской группы ОБСЕ не согласны. Призываю Эстонию меньше спекулировать на теме Турции. В Европе стала модной туркофобия. Турция — член НАТО. Если завтра что-то случится с Эстонией, Турция первой придет на помощь.
Армен Андраникян: Сомневаюсь насчет того, что Турция придет на защиту Эстонии. Турция абсолютно не слушается своей же организации — НАТО! Защитит ли она Эстонию — большой вопрос.
Так почему же мы должны приветствовать турецкую провокацию в Карабахе, где подстрекают к резне? Это очень опасно. Мы можем только надеяться на то, что большие игроки не будут вовлечены в этот конфликт.
— Как остановить бои? Какой компромисс возможен? И возможен ли он вообще?
Армен Андраникян: Давайте держаться за любую возможность перемирия! Нужно оставить ненависть друг к другу. На почве ненависти совершаются настоящие преступления друг против друга. Например, геноцид армян. Давайте остановим кровопролитие и этнические чистки.
Ниязи Гаджиев: Так это же Армения производит чистки! Самое главное — соблюдать призывы европейских и международных структур. Зря Армения поверила в миф о непобедимости своей армии.
Армен Андраникян: Языку насилия здесь не место!
Ниязи Гаджиев: Я родился и вырос в том самом регионе, где сейчас бушует конфликт и где народы раньше жили в мире и согласии. Оставьте армянам и азербайджанцам право самим решать свою судьбу. Это не какие-то туземцы, а древние и умные народы. Мы хотим, чтобы не вмешивались внешние силы. Призываю эстонскую и армянскую молодежь жить дружно. Мы готовы принимать армян в нашем азербайджанском доме!
Армен Андраникян: Уверен, что стремление к миру исключило бы насилие. Политикам, практикующим обратное, не должно быть места в современном мире. Мудрее всего было сейчас сесть за стол переговоров и разрешить проблемы.