Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Bloomberg (США): обостряется борьба за то, чтобы стать аналогом компании Amazon в России

Пандемия коронавируса заставила миллионы россиян обратиться к услугам электронной торговли. Поскольку компания Amazon на российском рынке не присутствует, небольшая группа местных игроков ведет борьбу за доминирующее положение на рынке.

© РИА Новости Алексей Майшев / Перейти в фотобанкМосква во время режима самоизоляции жителей
Москва во время режима самоизоляции жителей - ИноСМИ, 1920, 20.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До пандемии многие россияне предпочитали приобретать товары в обычных магазинах, но теперь все чаще совершают покупки онлайн. При этом, отмечает Bloomberg, популярного Amazon в России нет. Это означает, что идет борьба за доминирующее положение между местными игроками. Пока что шанс на победу есть у каждого.

Обостряется борьба за то, чтобы стать в России аналогом компании Amazon

Covid-19 заставил еще примерно 10 миллионов россиян обратиться к услугам онлайн-торговли, и в результате усилилась борьба за то, чтобы стать ответом страны на существование Amazon. com Inc.

Шанс на получение доминирующей позиции в области электронной торговли (e-commerce) в этой крупнейшей по территории стране в мире пока еще может получить любой из претендентов. Крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries контролирует всего 13% рынка даже после того, как объем его продаж увеличился вдвое за девять первых месяцев текущего года. В отличие от этого, на компанию Amazon приходится около половины американского рынка.

«С помощью пандемии коронавируса крупные платформы электронной торговли отбирают доли рынка как онлайн-, так и оффлайн-магазинов, — отметил Марат Ибрагимов, аналитик «Газпромбанка». — Конкуренция становится все более острой, и в будущем доминировать в этой области будут два или три игрока».

Бурно развивающийся рынок

Лидеры российской электронной торговли занимают приблизительно одну треть рынка. 

В России больше пользователей интернета, чем в Германии, во втором по значению рынке для компании Amazon. Однако укоренившиеся привычки и логистические вызовы сдерживают развитие электронной торговли в России, а также не способствуют приходу на российский рынок таких компаний, как Amazon.

После того, как президент Владимир Путин своим указом заставил магазины закрыться почти на два месяца весной этого года, в первую волну covid-19 у потребителей не оставалось других шансов, кроме как переключиться на использование электронной торговли. Согласно прогнозам исследовательского агентства Data Insight, объем электронной торговли увеличится в этом году на 44% и составит 2,5 триллиона рублей (32 миллиарда долларов).

«Когда власти страны закрыли из-за covid-19 местный рынок, мне оставалось только попробовать воспользоваться интернетом, — сказала 62-летняя Надежда Никулина, проживающая на северо-западе России и пользующаяся, в основном, услугами компании WildBerries. — Я обнаружила, что это удобно, а выбор товаров огромный».

По данным промышленного лоббиста ассоциации компаний AKIT, покупки онлайн составят в России в 2020 году всего 10% от розничных продаж, что на 6% больше показателей прошлого года. Для сравнения: в Соединенных Штатах этот показатель в 2019 году составил 16%, а в Китае — 37%.

Интернет-торговля растет не так быстро, частично, из-за сложностей, связанных с доставкой в такой большой стране. Даже национальная почтовая служба лишь недавно начала экспериментировать с доставкой на дом. Широко распространенное нежелание платить за товар до его получения — это наследие хаотичного перехода России к рыночной экономике в 1990-е годы — тоже сыграла свою роль.

Локальные рынки остаются разрозненными, и при этом существуют тысячи интернет-магазинов, среди которых есть такие традиционные ритейлеры, как магазин электроники M.Video и торгующий детскими товарами магазин «Детский мир». Тем не менее в стране происходит движение в сторону формирования рынков по типу компании Amazon.

Компания WildBerries начала работать в 2004 году как онлайн-магазин одежды, но сегодня она продает широкий набор товаров — от пищевых продуктов до электроники. Более 90% ее торговли осуществляется через сеть, состоящую из 26 тысяч пунктов выдачи по всей территории России — это самая большая распределительная сеть, если не считать национальной почты, — что позволяет клиентам провести осмотр товаров, прежде чем забрать их домой.

Есть еще три крупные компании, который могут стать составной частью российского ответа компании Amazon.

Одна из них — это AliExpress, совместное предприятие между китайской компанией Alibaba Group Holding Ltd. и базирующейся в Лондоне компании Mail.ru Group Ltd. После потери определенной доли рынка из-за длинного периода доставки заказанных товаров из Китая, она начала больше работать с местными поставщиками. Компания AliExpress субсидирует стоимость доставки и предоставляет услуги в течение одного дня на некоторые товары за счет своего партнерства с государственной почтовой службой. 

Компания Ozon, российская копия американской Amazon, которую поддерживает миллиардер Владимир Евтушенков, а также фонд Baring Vostok Capital Partners, предлагает поставку товаров на следующий день 40% жителей России. Однако доставка товаров в Сибирь может занять до пяти дней.

Ozon объявил в октябре о заявке на размещение своих акций в Соединенных Штатах для дальнейшего финансирования своего роста, а произошло это после удвоения продаж в первой половине текущего года. Компания создала сеть автоматических пунктов выдачи (drop boxes) в жилых районах, а также предлагает прямую доставку товаров на дом через своих партнеров.

Последнее место среди конкурентов занимает компания Yandex NV, на долю которой приходится 2% рынка онлайн-ритейла. Ей уже принадлежит самый популярный в России интернет-поисковик, а также крупнейший сервис по вызову такси. После завершения в этом году попытки создать вместе с компанией Sberbank PJSC торговую онлайн-площадку, Yandex продал на 1 миллиард долларов акции миллиардеру Роману Абрамовичу и другим партнерам для того, чтобы вложить больше средств в развитие электронной торговли.