Медсестра Вероника Тарасенко, киевлянка, переехала в Польшу в 2018 году. Однако не все пошло по плану.
Вероника Тарасенко много проработала в реанимации. Она планировала быстро подтвердить свою квалификацию и начать работать в Польше, ведь там как раз не хватает медсестер.
«Но все оказалось не так просто. Я получила образование довольно давно и училась по нынешним европейским меркам недостаточно долго. Мне нужно было бы дополнительно отучиться, пройти практику и окончить языковые курсы. У меня ушло бы на это 2,5-3 года».
Для нескольких лет учебы на дневном отделении у Тарасенко не было средств. Поэтому она устроилась работать на завод по изготовлению стиральных машин в городе Лодзь.
Переезд украинцев на заработки в Польшу — один из крупнейших миграционных потоков в Европе.
Точных данных нет: многие приезжают в Польшу ненадолго или работают нелегально. По некоторым оценкам, в Польше работает около 1,5-2 миллионов украинцев.
Польше важна украинская рабочая сила: украинцы компенсируют отсутствие поляков, уехавших в другие страны ЕС в поисках работы, и поддерживают рост экономики. Правительство Польши относится к украинским мигрантам положительно, хотя в целом к миграции относится критично.
На Украине начали беспокоиться об «утечке мозгов», поскольку в последние годы страну покинуло больше молодежи и людей с высшим образованием, чем раньше. Власти обрадовались мигрантам, вернувшимся весной в связи с распространением эпидемии коронавируса. Президент Владимир Зеленский заявил, что вернувшихся надо «удержать на родине».
Главная причина миграции украинцев — конечно же, деньги, говорит Евгений Кириченко, руководитель компании Gremi Personal, которая занимается трудоустройством украинских рабочих в Польше.
Он отметил разные этапы миграции. До 2014 года в Польшу приезжали главным образом жители западной Украины на сезонные работы в сельском хозяйстве. Позже людей стало приезжать больше — разного возраста, из разных частей страны и на более широкий спектр профессий.
«Это очень серьезные перемены», — считает Кириченко.
Объяснить происходящее очень просто. В начале 2014 года Россия захватила Крым. Позже весной на востоке Украины началась война. И без того слабая экономика рухнула.
Весной Государственная служба статистики Украины назвала среднюю зарплату в стране — 400 евро. Многие получают в месяц значительно меньше и уезжают на заработки, чтобы прокормить семью.
Украинцы стали переезжать активнее в том числе и потому, что официальная Польша в них нуждается и действительно их ждет. К тому же, у многих появляются знакомые, работающие в Польше.
«Если украинец хочет поехать работать в Польшу, ему достаточно поговорить об этом с пятью знакомыми. Кто-нибудь из них точно был в Польше и сможет что-нибудь посоветовать», — говорит Кириченко.
Недавно Германия облегчила выдачу рабочих виз, так что у украинцев появилась еще одна страна для поиска заработка. Поляки уже заволновались.
«Мы провели опрос. 60% украинцев, работающих сейчас в Польше, готовы собрать сумки отправиться работать в Германию», — рассказывает Кириченко по телефону из Гданьска.
Для Вероники Тарасенко работа на заводе по производству стиральных машин все же оказалась слишком тяжелой. Она нашла работу в кафе. Говорящему по-украински выучить польский язык очень легко.
Украинцы помоложе, особенно те, кто учился в Польше, легко находят работу по образованию, но у Тарасенко все сложилось иначе. Она получила низкооплачиваемую работу не по своему профилю.
Однако хуже всего было ощущать себя иностранцем. Коллега в кафе сразу же заявила, что не любит украинцев. Она постоянно придиралась к Веронике Тарасенко. Было тяжело.
Похожие ситуации возникали регулярно. Одни говорили, что Львов — на самом деле польский город. Другие вспоминали Волынскую резню во время Второй мировой войны.
«За разговоры на украинском делали замечания. Однажды мы болтали с подругой по-украински в трамвае, и нам сделали выговор. Похоже, в Польше можно говорить только по-польски».
Так что Тарасенко вернулась на родину — по случайности незадолго до начала эпидемии. Сейчас она учится на массажиста. Она по-прежнему рассматривает вариант переезда, но в следующий раз тщательно все продумает.
«Украина тоже изменилась. Возможностей стало больше, чем раньше», — делится она за столиком в кафе на центральной площади Львова.
«Моей дочери 22 года, и она не хочет уезжать в Польшу. Я постоянно говорю ей, что лучше искать свое дело здесь».
Центр Львова сильно изменился. Старый город отреставрирован, в ресторанах, барах и магазинах много посетителей, несмотря на эпидемию.
Однако коронавирус сказался и на экономике Украины. Согласно прогнозам, в этом году экономика сократится на 5,5-6%, уровень бедности повысится. Старые проблемы до сих пор не решены. Несмотря на обилие природных ресурсов, Украина — бедная страна с низким уровнем обрабатывающей промышленности. На востоке Украины продолжаются военные действия.
Специалисты не верят, что миграционный поток сократится в ближайшее время. До пандемии многие начали переезжать в Польшу с семьями, что свидетельствует об отсутствии перспектив на родине.
Многие украинцы, вернувшиеся домой, планируют уехать обратно, хотя некоторые боятся, что из-за влияния коронавируса на экономику работы в Польше и Германии может стать меньше.
Оксана Татьянина, проживающая в Киевской области, собирается обратно в Польшу. До начала пандемии она успела полгода проработать во Вроцлаве. Недавно у нее закончилась виза, и она вернулась домой.
Сейчас она оформляет новую визу. Девушка только что вышла из Посольства Польши в Киеве.
Она тоже медсестра. Ее бывшее место работы, медицинский пункт в поселке, плохо финансировался, денег не хватало даже на отопление. Зарплата тоже была неважной. Надо было уезжать — в Киев или Польшу.
Когда знакомые начали переезжать в Польшу, она тоже захотела рискнуть.
«Мой опыт в Польше был не самым успешным, я ожидала зарплату повыше. Но я хочу попробовать еще раз, — рассуждает Татьянина. — Хочу поработать в Польше и вернуться на Украину, когда заработаю достаточно для ремонта дома».