10 октября министры иностранных дел России, Армении и Азербайджана опубликовали совместное заявление, объявив, что вооруженный конфликт между двумя странами в Нагорном Карабахе будет прекращен в 12:00 10 октября, после чего стороны начнут переговоры, чтобы как можно скорее добиться мирного урегулирования конфликта. Однако конфликт не был остановлен соглашением о прекращении огня, и беспилотники обеих сторон продолжают кружить над полем боя, нанося удары по средствам ПВО и наземной технике. Параллельно ведутся операции по борьбе с БПЛА. Операции БПЛА и борьба с ними в этом региональном конфликте привлекли широкое внимание общественности.
БПЛА стали главной боевой силой
27 сентября между Азербайджаном и Арменией разразился конфликт за контроль над Нагорным Карабахом. По имеющимся данным, в первые дни вооруженного столкновения обе стороны задействовали танки, бронетехнику, гранатометы, мины и другое оружие, несколько азербайджанских танков и боевых машин пехоты были уничтожены. Когда наземная атака была остановлена, Азербайджан направил беспилотные летательные аппараты для нанесения ударов с воздуха, уничтожив несколько армянских систем ПВО. 28 сентября армянская армия направила дронов-камикадзе для атаки с пикирования танков и бронетехники азербайджанской армии, что на какой-то промежуток времени остановило наступление. Несколько танков и боевых машин пехоты азербайджанской армии были подбиты и стали трофеями армянской армии.
В следующие несколько дней дроны обеих сторон часто вступали в столкновения друг с другом. Согласно недавно опубликованному видео, армянский комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Репеллент-1» российского производства был уничтожен ракетой, выпущенной азербайджанским ударно-разведывательным беспилотником ТБ-2. Азербайджан также использовал беспилотник-камикадзе Harop для нанесения ударов по армянской позиции зенитно-ракетной системы С-300ПС дальнего действия, уничтожив пусковую установку. Армянские солдаты применили запускаемые с плеча ракеты класса «земля-воздух», чтобы сбить БПЛА-камикадзе Harop.
В этом конфликте обе стороны полагаются на беспилотники в бою. Основная причина — малочисленность ВВС обеих стран. Их основные модели самолетов устаревшие, что затрудняет ведение воздушного боя в традиционном понимании. Обе стороны посылают на поле боя различные типы БПЛА, что превратило этот конфликт в первую крупномасштабную войну с использованием дронов.
В войне участвуют разные типы дронов
Перед войной Азербайджан закупил большое количество различных БПЛА у Турции и Израиля. В основном это оперативно-тактические дроны ТБ-2, разведывательные дроны дальнего действия Hermes («Гермес»), дроны-камикадзе Harop, тактические разведывательные дроны средней дальности Searcher II («Искатель»), разведывательные дроны ближнего действия Orbiter, а также Ан-2, модифицированные Азербайджаном под беспилотные летательные аппараты и другие.
Ударно-разведывательный беспилотник ТБ-2 быстро обратил на себя внимание. Этот летательный аппарат был разработан в Турции, с установленной боевой высотой более пяти километров, максимальной скоростью полета более 200 километров в час и продолжительностью беспрерывного полета около 27 часов. Основное вооружение БПЛА составляют четыре миниатюрные умные ракеты. Этот вид ракет может быть запущен за пределами действия ракет ПВО малой дальности и попадать в цель с высокой точностью. Большинство армянских целей в ходе конфликта было уничтожено как раз этими ракетами.
Беспилотник-камикадзе Harop привлек большое внимание тем, что уничтожил зенитно-ракетный комплекс большой дальности С-300ПС. Это новый тип беспилотного летательного аппарата, разработанный Израилем специально для борьбы с радиолокационными системами и системами противовоздушной обороны, отвечает за разведку на поле боя и боевые задачи противовоздушной обороны. БПЛА запускается с помощью мобильной пусковой установки, установленной на транспортном средстве, и после запуска может продолжать непрерывный полет в течение шести часов. После обнаружения источника излучения он может автоматически или вручную выбрать направление для наведения, зажигания боеголовки и уничтожения цели. БПЛА также может атаковать наземные цели без источников излучения, например, легкую бронетехнику и солдат.
БПЛА Ан-2 разработан на базе старого транспортного самолета Ан-2. По имеющимся данным, в азербайджанской армии имеется не менее 60 единиц данной техники. Этот тип дронов в основном используется как приманка, чтобы отвлечь на себя огневую мощь вражеской противовоздушной обороны и вместе с другими дронами ликвидировать огневую точку противника.
Если сравнивать, то у армянских вооруженных сил достаточно мало моделей беспилотных летательных аппаратов: в основном они имеют малоразмерные / миниатюрные дроны собственной разработки, такие как серия разведывательных беспилотников «Крунк» («Журавль»), которые в основном используются для ближних разведывательных миссий. В ходе конфликта было сбито несколько дронов этой серии. Кроме того, у Армении также есть разведывательные беспилотники Х-55. БПЛА приводится в движение гибридным силовым приводом, имеет максимальный радиус связи с оператором 85 км, не обладает боевыми возможностями и в основном используется для координации артиллерии во время атаки.
В этом конфликте армянская армия использовала беспилотники для уничтожения нескольких танков азербайджанской армии. Внешний анализ показывает, что были применены БПЛА Hreesh («Монстр»). В этом БПЛА используется конструкция крылатой ракеты с общим весом всего 7 килограмм и боевой частью 1,6 килограмма. Он может поражать танки и бронетехнику на расстоянии 20 км и в основном используется для непосредственной поддержки на поле боя.
Эффективность контрмер является ограниченной
Если дроны являются «острием» нападения, то силы противовоздушной обороны для борьбы с дронами — это щит, защищающий от нападения. В этом конфликте, на примере Армении, рассмотрим три основных меры противодействия БПЛА: радиоэлектронные помехи, перехват ракетами класса «земля-воздух» и размещение ложных целей. С точки зрения боевой эффективности эти методы, хотя и позволяют сбивать дроны противника, полностью не решают проблему.
Радиопротиводействие. В начале войны в Армении были развернуты несколько комплексов мобильных систем противодействия БПЛА, таких как комплекс РЭБ «Репеллент-1». Эта система может работать в любую погоду и создавать помехи для работы систем управления и навигации БПЛА противника. Однако из-за того, что Азербайджан использовал тактику неожиданного нападения в самом начале военных действий, методы радиоэлектронного противодействия имели ограниченную боевую эффективность, и лишь впоследствии постепенно заработали.
В настоящее время неясно, оснащена ли армянская армия наземным комплексом исполнительной радиотехнической разведки (ИРТР) «Автобаза». Система в основном используется для подавления различных радиолокационных сигналов противника и защиты наземных целей от атак. Однако точно известно, что армянская армия имеет на вооружении часть этой радиолокационной системы. Кроме того, армянская армия также оснащена несколькими комплексами РЭБ «Инфауна», которые могут создавать радиопомехи противнику и прерывать связь между дроном и пунктом управления.
Перехват ракетами класса «земля-воздух». Прямое уничтожение — это эффективный способ справиться с угрозой дронов. Однако во время сложной электромагнитной обстановки на поле боя боевая эффективность старых радаров ПВО и зенитных ракетных комплексов армянской армии значительно сократилась. Радиолокационные отражения многих небольших БПЛА были отфильтрованы этими комплексами как помехи, из-за чего оказалось невозможно обеспечить наведение ракет класса «земля-воздух», что привело к уничтожению нескольких зенитных ракетных комплексов 9К33.
ЗРК 9К33 был уничтожен, оставив зенитный ракетный комплекс С-300ПС беззащитным перед атакой БПЛА-камикадзе. Эти зенитно-ракетные системы большой дальности в основном поражают средневысотные и высотные цели и имеют ограниченные возможности распознавания и поражения «маловысотных, малоскоростных малых целей», таких как небольшие БПЛА. Поэтому после уничтожения зенитно-ракетного комплекса 9К33 Армения в срочном порядке развернула на передовой линии зенитный ракетный комплекс малой дальности «Тор». Этот ЗРК способен обнаруживать и уничтожать дроны, и его боеспособность уже была проверена.
Кроме того, армянская армия также развернула полевой зенитно-ракетный комплекс средней дальности «Бук-М2» для отражения атаки азербайджанского БПЛА по глубоким целям. При этом солдаты на передовой также были снаряжены наплечными зенитными ракетными комплексами 9К333 «Верба». По имеющимся данным, этой переносной ракетой класса «земля-воздух» было сбито несколько дронов.
Размещение ложных целей. На изображениях, сделанных азербайджанскими беспилотниками, видно, что не все «наземные цели» Армении — это настоящее оружие и техника. Это показывает, что Армения воспользовалась методом размещения ложных целей из-за внезапных атак дронов противника, и в определенной степени это продемонстрировало свою эффективность. 9 октября Азербайджан опубликовал огромный перечень оборудования, уничтоженного и захваченного с момента начала конфликта, но армянские военные не утвердили его, поскольку, вероятно, он содержал ложные цели, которые были уничтожены.