Министр обороны США Марк Эспер сообщил во вторник о новой инициативе, направленной на укрепление и расширение альянсов Соединенных Штатов с «близкими по духу демократиями» для противодействия России и Китаю. Об этом сообщает информационное агентство AFP.
Эта инициатива, получившая название «Руководство для альянсов и партнерств» (Guidance for Alliances and Partnerships), представляет собой программу обобщенного подхода, цель которого — укрепление альянсов и создание партнерств, подчеркнул Эспер, выступая на заседании Атлантического совета в Вашингтоне, округ Колумбия.
«Сеть союзников и партнеров Америки предоставляет нам асимметричное преимущество, недоступное нашим противникам», — заявил Эспер, назвав затем эту сеть «становым хребтом международного порядка, основанного на правилах».
Судя по всему, после почти четырех лет усилий администрации Трампа, направленных на реструктуризацию и даже демонтаж альянсов в рамках повестки «Америка прежде всего», такие враждебные по отношению к Китаю «ястребы», как Эспер, пытаются теперь залатать расширяющиеся трещины в отношениях Соединенных Штатов с союзниками. Усилия направлены на то, чтобы противодействовать «соперникам», особенно России и Китаю, а делать это предполагается за счет усиления американских альянсов.
Первый срок правления администрации Трампа подходит к концу. Предыдущие четыре года действия Трампа огорчали союзников Америки, что вызвало утрату доверия к Вашингтону и породило весьма серьезные проблемы внутри альянсов.
Союзники Соединенных Штатов выразили глубокое разочарование политикой Белого дома. Во-первых, Трамп поднял вопрос о разделе расходов на оборону и потребовал большего вклада от других стран, включая Южную Корею и Японию, направленного на поддержку присутствия Соединенных Штатов на соответствующих территориях. Во-вторых, с точки зрения дипломатии Белый дом сделал приоритетом лозунг «Америка прежде всего», тогда как западные союзники Америки придают особое значение мультилатерализму. Этот принцип подчеркивает важность международных институтов и правил. В-третьих, высокомерные Соединенные Штаты не относятся к своим союзникам с должным уважением. Однако когда речь заходит о Китае, особенно о том, что называют «китайской угрозой» и расширяющимся влиянием, Вашингтон пытается создать относительно агрессивный консенсус.
Поэтому Эспер положительно оценил влияние союзников и партнеров Соединенных Штатов, а также подчеркнул «важность объединения с близкими по духу государствами, большими и малыми». Это обращение к так называемым странам-единомышленницам относится в основном к тем государствам, чьи политические системы отличаются от систем Китая и России.
Существование Китая и России — важный фактор для поддержания единства Соединенных Штатов и их союзников. Растущее могущество Китая и его расширяющееся влияние предоставили стратегическую возможность Соединенным Штатам, другим странам Запада, а также некоторым соседям Китая, готовым совместно противостоять тому, что они называют китайским вызовом. Например, Ёсихидэ Суга, недавно назначенный на пост премьер-министр Японии, посетил Вьетнам, и это был его первым зарубежный визит. Одна из причин такого выбора заключается в том, что Токио и Ханой имеют общие интересы, что касается политики в отношении Пекина. Если так называемой китайской или российской угрозы не будет, то сцепление между Соединенными Штатами и их союзниками значительно ослабнет.
Однако инициатива Эспера представлена всего за несколько недель до президентских выборов в Соединенных Штатах. Если Трамп будет переизбран, то американский унилатерализм скорее всего сохранит господствующее положение. Но если победу одержит Джо Байден, то Соединенные Штаты могут вернуться к мультилатерализму, чтобы в определенной мере восстановить отношения с союзниками и партнерами. В любом случае формирование антикитайского альянса — сложная задача. Вместе с тем, предпринятые в последние годы дипломатические усилия позволили Китаю значительно улучшить отношения со многими соседями. Появляется все больше переплетающихся интересов в отношениях между Китаем и Соединенными Штатами, включая их союзников.
Соединенные Штаты после окончания холодной войны были единственной сверхдержавой с беспрецедентным уровнем доминирования. Однако по мере углубления глобализации, развития науки и технологий стало расти влияние стран с развивающимися экономиками, в том числе Китая. Тогда как влияние Соединенных Штатов стало уменьшаться.
Соответственно, Соединенные Штаты утрачивают огромные преимущества, которыми обладали в прошлом. Они должны заново отрегулировать свою внешнюю политику и адаптировать ее к условиям меняющегося и более сбалансированного мира. Вашингтон должен перестроить свое мировоззрение и научиться уважать интересы таких стран, как Китай и Россия, как на региональном, так и на глобальном уровне. Если его одержимость однополярным миром и ментальность сверхдержавы сохранится, то международная обстановка останется крайне нестабильной.