Накануне местных выборов на Донбасс отправятся сразу 120 депутатов от «Слуги народа». Такой десант президент анонсировал в выступлении с посланием Верховной Раде, пояснив: депутаты едут, чтобы услышать о ситуации «на передовой» непосредственно из первых уст — это касается и местных жителей, и переселенцев. Однако знают ли «слуги» о том, как живется сегодня самим переселенцам (или ВПЛ — «временно перемещенным лицам») вдали от Донбасса, в том же Киеве, Львове, других городах? Сохранилось ли то предвзятое, недоверчивое и предубежденное отношение к ним, которое было в первые годы конфликта на востоке?
«Вести» провели эксперимент: представляясь переселенцами, мы попытались найти работу, съемное жилье и арендовать технику. И на собственной шкуре прочувствовали: траты жителя Киева и Макеевки на одни и те же вещи будут существенно отличаться, живы и мифы о «донецких».
«Макеевская прописка — это не страшно»
По легенде, наш журналист — житель Макеевки, выехавший на подконтрольную территорию и сегодня нуждающийся в обеспечении работой, жильем, автотранспортом и тому подобное. Однако справки переселенца у него нет, а это специальный документ, подтверждающий факт внутреннего перемещения и постановки ВПЛ на учет. Причин тому много: «не до того было», да и не любим бумажную волокиту. Документ не обязателен, но он дает главное — подтверждение места проживания переселенца, а также право на ежемесячную адресную помощь (например, покрытие части расходов на проживание, оплату ЖКХ, при условии, что временно перемещенные лица стали на учет в управлении труда и соцзащиты по месту жительства). Таких переселенцев без справки, по некоторым данным, не менее трети — в официальную статистику они, разумеется, не попадают.
Первым делом мы попытались найти работу. И первый же работодатель, компания PSG Prostarting group, нанимающая штат операторов в кол-центр, не разочаровал. «У нас официальное трудоустройство и трудовой договор, больничные — все оплачивается. А что прописка у вас макеевская, ничего страшного. Мы с удовольствием будем сотрудничать», — сказала журналисту HR-менеджер компании Ксения.
Вторым местом трудоустройства стал один из крупных киевских ТРЦ. По легенде, журналист уже работал на аналогичной должности в ТРЦ Донецка. «Если у вас есть паспорт гражданина Украины, и вы проживаете в Киеве, то не вижу проблем с тем, чтобы вы приступили к работе. Присылайте ваше резюме», — пригласила нас менеджер по работе с персоналом ТРЦ «Блокбастер».
Облом ждал лишь на третьем звонке, когда мы попытались трудоустроиться старшим кассиром кассы пересчета в отделение Укрсиббанка на Оболони. Должность имеет свою специфику: в ее описании значится «пересчет наличности, большие объемы», то есть. предполагается материальная ответственность. «Не могу сразу ответить, станет ли Ваша прописка в Макеевке проблемой для Вашего трудоустройства. Не исключено, что мы откажем Вам», — засомневались в банке. Правда, уточнили, что их больше интересует наш опыт работы, нежели прописка.
«Людям с востока не беспокоить»
С арендой квартир также особых проблем не обнаружилось. Некоторые владельцы жилья даже удивлялись тому, что мы предупреждали их о прописке на неподконтрольной территории: мол, неужели переселенцам до сих пор отказывают? Риелторы гостеприимно описывают премиальное и элитное жилье: «Прописка на неподконтрольной территории — не помеха».
Хозяева квартир попроще, расположенных на окраинах или в спальных районах, выставляют свои требования, к справке переселенца также особого отношения не имеющие. «Мне бы хотелось, чтобы Вы были платежеспособным арендатором. Все равно, где Вы прописаны. Я живу за городом и каждый раз ездить в Киев на просмотры мне несподручно», — предупредила нас Татьяна, владелица «однушки» на Троещине.
Максим, хозяин 2-комнатных апартаментов в спальном районе Киева, услышав о прописке в Макеевке, тотчас перешел на украинский. «Без проблем, я нічого не маю проти, — лаконично ответил он. — Все ок».
А вот львовский арендодатель задал наводящий вопрос. «Скажите, Вам жилье оплачивает государство или Вы сами?— уточнил Владимир, владелец двухкомнатного жилья в удалении от центра. — Вы, конечно, извините, но впечатление некоторые ваши испортили: считают, что мы им что-то должны, и ведут себя довольно по-хамски».
Впрочем, владельцы квартир и риелторы исходят из объективных реалий: рынок недвижимости в силу карантина находится не на пике — и арендаторами не перебирают. «Из-за экономических невзгод хозяева перестали перебирать жильцами. Я, когда переехал в Киев, сменил шесть съемных квартир, и во время поисков неоднократно сталкивался с дискриминацией по прописке. Были даже совершенно дикие случаи, когда мне говорили: мол, раз ты „оттуда", то обязательно будешь проводить в моей квартире сходки донецких бандитов, — рассказывает нам Энрике Менендес, вынужденный переселенец, глава аналитического центра „Донбасский институт региональной политики". — А некоторые объявления сопровождали примечаниями: „людей с Востока просьба не беспокоить" — понятно, что речь не о Ближнем Востоке и не о Камчатке, а о нашем, украинском востоке».
«Таковы условия для оккупированной территории»
Проблемы с пропиской и отсутствием справки переселенца возникли, когда мы попытались взять автомобиль в аренду. В Киеве и других крупных городах существует целый рынок подобных услуг — машины сдаются для работы в такси, в сфере курьерских услуг или просто для тех, кому необходим транспорт, скажем, на подмену, пока своя машина находится на СТО. Условия у всех владельцев примерно одинаковые: наличие опыта вождения, ограничение пробега в сутки, залог требуют нечасто. В первом же объявлении он как раз не требовался, но… «Если прописка на неподконтрольных территориях — оставляйте залог $100», — отчеканил владелец малолитражки «Рено» Максим Александрович. На уточняющий вопрос: мол, в объявлении указано, что машина сдается без залога, он огорошил: «Макеевка — это, считай, что уже и не гражданин Украины».
Следующего автовладельца, Аллу, макеевская прописка не смутила. А вот владелица синей «Шкоды Фабия» Наталья ответила нам отказом. «У Вас нет справки переселенца. Была бы — и я смогла бы уточнить, существует ли такой человек», — пояснила она.
Возникли вопросы и при попытке арендовать садовое оборудование. Ранее в соцсетях мы встречали жалобы людей с донецкой пропиской на невозможность таких простейших бытовых услуг.
Около года назад переселенка Елена Прокофьева пожаловалась на то, что из-за прописки не смогла получить в аренду инструмент. И наш эксперимент показал: это действительно сложно. «Взять в аренду бензопилу вы сможете, если оставите залог 2 тысячи гривен, при наличии оригинала паспорта, идентификационного кода и прописки в Киеве или области», — пояснила нам менеджер компании «Будпрокат». На фразу о прописке в Макеевке нам пояснили: придется оставить в залог… полную стоимость инструмента. «Таковы условия для оккупированной территории. Если бы Вы были прописаны в любой другой области, стоимость залога для Вас просто увеличилась бы в два раза», — добавила менеджер.
«У нас есть Конституция, в которой прописаны общие нормы. Они гласят, что все равны перед законом. Независимо от цвета кожи, вероисповедания и так далее. Поэтому подобная дискриминация в плане тех же тарифов или условий для граждан с неподконтрольной территории Донбасса или Крыма не соответствует нормам закона. Но опять же, нужно признать, что государство само поставило ситуацию на эти рельсы. Вспомнить хотя бы постановление НБУ, которым крымчане были признаны нерезидентами», — сказал «Вестям» адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.