Здание бывшего русского консульства в Хакодатэ было построено в 1908 году. Это единственное здание российского дипломатического представительства времен царской России, сохранившееся в Японии. Оно представляет собой великолепный архитектурный ансамбль. Красная кирпичная кладка прекрасно сочетается с белой лепниной. Особенно хорош фронтон здания с портиком над главным входом. Проектировал сооружение немецкий архитектор.
Следует особо отметить, что над главным входом имеются одновременно и элементы, которые традиционно применялись также при строительстве главных входов в японские синтоистские храмы и замки — высокий островерхий (закругленный) конек с двумя горизонтальными скатами (так называемый японский архитектурный стиль «карахафу»). А вот перила и опорные столбики главной лестницы входа выполнены в так называемом «византийском стиле». Таким образом, здание бывшего русского консульства являет собой прекрасный образец совершенной архитектурной эклектики.
Почетный профессор университета Хоккайдо архитектор Юкихиро Кадо говорит: «Это уникальный проект. Он хорош не только по архитектурному замыслу, но и по идеальной включенности в окружающую среду. Несомненно, это выдающийся объект культурного наследия всей Японии».
В течение долгого времени, более 30 лет с 1964 по 1996 год здание служило общественным интересам города. Оно использовалось в качестве «Дома молодежи Южного Хоккайдо». Его образовательными услугами воспользовалось более 37 тысяч школьников и подростков. Жительница Хакодатэ Рэйко Ёкояма посещала различные мероприятия и кружки в «Доме молодежи» с 5 класса начальной школы. До сих пор она со слезами на глазах вспоминает, какие прекрасные праздники Рождества проводились в здании русского консульства. «Там было так красиво. Я все помню, как будто наяву. Какие там были елки!».
Конечно, со временем здание старилось. Еще в 2016 году мэрия Хакодатэ занималась поиском путей привлечения частного бизнеса к эксплуатации здания, однако в связи с сделанными расчетами расходов на его реконструкцию и ремонт — около 1 миллиона долларов — эти планы были отложены. И вот такое здание город решил продать в частные руки. О причинах такого решения рассказала начальник отдела международных и региональных связей мэрии Хакодатэ Ёко Цунэисо: «С этим зданием у мэрии есть и серьезные финансовые проблемы, и проблемы его эффективного использования. Вот город и решил, что если заинтересованные покупатели смогут правильно сохранить здание, то пусть покупают. Деньги для мэрии не лишние».
NHK провела свое собственное расследование, опросив многих горожан на улицах города. Телеканал NHK показал большой сюжет о русском консульстве. Многие жители города говорили о неправильности решения по продаже здания. Другие утверждали, что городу нужно постараться самому обеспечить его нормальное содержание и эксплуатацию. Но абсолютное большинство опрошенных были против продажи здания консульства в частные руки. Например, председатель «Общества охраны исторического наследия Хакодатэ» Каору Сасаки говорит: «Для нас решение мэрии о продажи здания — как гром среди ясного неба. Привлекать частных инвесторов для ремонта и содержания здания, прикрываясь необходимостью больших расходов — это верх безответственности. Мы думаем, что в частных руках все историческое и культурное наследие, присутствующее в здании, попросту испарится в угоду коммерческим интересам».
«Общество охраны исторического наследия» вместе с многими другими общественными организациями завалило мэрию письмами о необходимости поиска другого варианта сохранения здания, помимо его продажи. «Русское консульство — это достояние всех жителей города и их сокровище. Мы должны передать его последующим поколениям в его оригинальном виде», — говорят члены Общества.
Профессор Кадо указывает на то, что даже в случае продажи здания, город должен предпринять все меры для того, чтобы сохранить его исторический облик и культурную значимость. Он говорит: «Я думаю, что мэрия вряд ли откажется от своих планов по продаже здания. Общественности остается внимательно следить за тем, чтобы при этом были хотя бы добросовестно соблюдены условия по открытой продаже и гарантировано составление таких договоров и обязательств, которые обеспечили бы использование здание так, чтобы не нарушить его высокого статуса в качестве объекта японского исторического и культурного наследия».