С 27 сентября армянские и азербайджанские войска сражаются в Нагорном Карабахе. Обе стороны нарушили три соглашения о прекращении огня, последнее из которых вступило в силу в понедельник. 22 октября президент России Владимир Путин сообщил, что за четыре недели войны погибли около 5 000 человек. Хотя карабахский конфликт продолжается вот уже три десятилетия, сегодня у него есть новая характерная черта — существенное технологическое преимущество азербайджанской стороны.
Беседа с Брайаном Кастнером (Brian Castner), экспертом по вооружению из «Эмнести интернешнл» (Amnesty International).
«Марианн»: Какое оружие сегодня применяется в военном конфликте в Нагорном Карабахе между поддерживаемым Турцией Азербайджаном и Республикой Арцах, которая получает помощь Армении?
Брайан Кастнер (Brian Castner): Оба лагеря применяют в основном российское оружие, такое как системы залпового огня «Смерч» и «Град», а также танки и артиллерию. Это довольно старое оружие. У залповых систем нет GPS или системы наведения. Солдаты просто ведут огонь в выбранном направлении и надеются попасть в цель. Ни о какой точности говорить не приходится, а применение данных систем в городских зонах в военных конфликтах за последние 30-40 лет унесло множество жизней мирного населения. Кроме того, у Азербайджана есть израильское оружие, такое как кассетные бомбы и беспилотники.
- В Армении говорят о «современной» войне. Что нового в конфликте в Нагорном Карабахе?
— Новым моментом стал тип вооружения. В частности, это касается невиданного в прошлых войнах оружия, такого как дроны-камикадзе. Они долгое время кружат над определенной зоной, а затем врезаются в цель, когда оператор находит ее. Если вы — армянский солдат и постоянно слышите жужжание дронов, вы понятие не имеете о том, когда и откуда он на вас свалится. В этих аппаратах есть взрывчатка, которая усиливает разрушительные последствия удара. Их используют для уничтожения бронетехники. Взрыв может убить за раз 10-12 армянских солдат. Как бы то ни было, у меня нет доказательство того, что эти дроны применялись против мирного населения.
- Их никогда не использовали ранее в других конфликтах?
- Какое оружие использовалось для ударов по гражданским зонам?
— В «Эмнести интернешнл» установили факт применения азербайджанскими силами кассетных бомб в Степанакерте. Такие кассеты находятся в обычных ракетах, которые разделяются в воздухе и разбрасывают их на большой территории. 20% из них взрываются не сразу, что создает большую угрозу для мирного населения, в частности для детей, которые могут затем прикоснуться к этой очень чувствительной взрывчатке. Что касается азербайджанской Гянджи, я не знаю, как был нанесен удар по городу, поскольку Азербайджан — достаточно закрытая для журналистов и наблюдателей страна, где сложно получить надежную информацию. В любом случае использованное оружие не играет особой роли. Главное, что пострадали дома и погибли мирные жители.
- Москва предложила развертывание «военных наблюдателей» в Нагорном Карабахе. Анкара, в свою очередь, говорила о готовности отправить в Азербайджан свои войска, если этого попросит Баку. Как вы считаете, стоит ли верить таким заявлениям?
— В настоящий момент участие Турции — очень проблемный вопрос. Насчет ее поддержки Азербайджана нет никаких сомнений. Анкара разместила в Азербайджане свои F-16, но у меня нет никаких сведений о применении турецкого оружия для ударов по мирному населению в конфликте. Что касается отправки турецких солдат на Кавказ, достаточно посмотреть на происходящее в Сирии и Ливии. Это вполне реальная угроза. Россия и Турция ведут противостояние в Сирии и Ливии. Нагорный Карабах становится для них третьим фронтом. В Сирии и Ливии расплачиваться за это приходится мирному населению, и мы надеемся, что здесь этого не повторится.