В ходе телеконференции с участием министра обороны РФ Сергея Шойгу и его коллеги из Белоруссии генерала Виктора Хренина было начато обсуждение подготовки к учениям «Запад — 2021» и «определены приоритетные задачи применения региональной группировки войск до 2025 года». Цель состоит в дальнейшей интеграции российских и белорусских вооруженных сил, взаимодействующих в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Союзного государства.
Носящие цикличный характер учения «Запад» проводятся для проверки оперативной готовности сил российского Западного военного округа и Белоруссии, которая выступает для Москвы не только важным союзником, но и чем-то вроде буферной зоны, отделяющей Россию от НАТО. Предыдущие маневры «Запад» прошли в 2017 году. В них, по официальным данным, принимали участие 13 тысяч военных из двух стран. В реальности мероприятие было более масштабным, поскольку параллельно проводились различные полигонные учения, тренировки, устраивались проверки оперативной готовности подразделений Западного военного округа и частей, которые перебрасывали в том числе из отдаленных уголков РФ.
Масштаб «Запада» не столько вызывает у Североатлантического альянса тревогу, сколько склоняет его наращивать присутствие проводящих собственные учения союзнических сил в странах Балтии и Польше. В Белоруссии и соседствующих с ней российских регионах проводятся также менее крупные маневры, такие, как «Щит Союза» или «Славянское Братство». В последних обычно принимали участие представители Сербии, но в 2020 году, в том числе из-за пандемии covid-19, в Белоруссию приехало всего несколько сотен российских военных. Учения «Запад — 2021» могут тоже оказаться не такими масштабными, какими они бывали в прошлые годы. Дело не только в пандемии. Она, например, лишь в незначительной степени повлияла на размах прошедших в сентябре в Южном военном округе маневров «Кавказ — 2020».
Проблемой может стать сокращение бюджетных расходов, которое связано как с пандемией, так и с продолжающими действовать антироссийскими санкциями. На днях министерство обороны РФ раскритиковало проект министерства финансов, предлагавшего в рамках экономии сократить численность вооруженных сил, переведя на гражданскую службу около 100 тысяч военных медиков, юристов или финансистов. Хотя Кремль уже высказался на эту тему негативно, очередная волна пандемии может отразиться на том, какими возможностями в финансовой и организационной сфере будет обладать российская армия.
С другой стороны, влияние на учения «Запад — 2021» окажет политическая ситуация в Белоруссии. Москва может решить поддержать Лукашенко или заменить его кем-то «менее проблемным», а также устроить демонстрацию силы. В 2017 году появлялись опасения, что прибывшие на учения российские войска могут не покинуть белорусскую территорию. В 2021 году вероятность такого развития событий значительно возрастает, а это негативным образом отразится на безопасности Польши и стран Балтии. Согласно договоренностям в рамках ОДКБ и СГРБ, а также по мнению Кремля, интеграция белорусских вооруженных сил с системами командования РФ должна стать гораздо более тесной.
Для России Белоруссия играет роль буферной зоны, которая отделяет российскую территорию от НАТО. Идея военного сотрудничества с Минском звучит в официальных документах, касающихся военной доктрины РФ. Российская и белорусская армия остаются официально двумя отдельными организмами, однако, военные говорят на одном и том же языке, а большинство белорусских офицеров оканчивали советские или российские учебные заведения (или по меньшей мере проходили в России различные курсы подготовки). Вооруженные силы Белоруссии располагают в первую очередь постсоветской и российской техникой, хотя в ней появляются также белорусские разработки или новые типы оружия, создающиеся, например, совместно с Китаем (РСЗО «Полонез»).
Лукашенко, несмотря на эти обстоятельства, старается лавировать и, в частности, сопротивляется появлению в своей стране крупной российской авиационной базы. Минск также высылает сигналы Западу, проводя собственную политику в отношении НАТО или США. Москва, в свою очередь, не уступает, видя в развитии военной инфраструктуры на белорусской территории у границы с Литвой и Польшей возможность укрепить оборону ее «одинокого острова» — Калининградской области, нарастить свой наступательный потенциал в регионе и усилить давление на Украину (на этот раз с севера).
Военно-политическая ситуация на линии Москва — Минск до сих пор отличалась шатким равновесием, однако, будущий год может принести обеим сторонам новые вызовы, а вместе с ними и возможности. В России нарастают проблемы, связанные с финансами и становящейся все более напряженной внутренней ситуацией, но одновременно ее вооруженные силы нуждаются в постоянной поддержке, ведь они задействованы в сошедшем с первых полос газет сирийском конфликте и поддерживают на Украине так называемых сепаратистов. Сложной в экономическом, политическом и военном плане задачей остается также удержание Крыма. В последние месяцы ситуация там осложнилась из-за нарастающего дефицита воды и удара пандемии по основному источнику доходов полуострова — туризму.
Белоруссия, которую раздирают начавшиеся после президентских выборов протесты, тоже переживает серьезный кризис. Что любопытно, до сих пор неизвестно, хочет ли Москва избавиться от Лукашенко или видит в его дальнейшем пребывании у власти шанс на новые уступки со стороны Минска.
Учения «Запад — 2021» станут очень интересным мероприятием. Важно будет понаблюдать за тем, какие силы примут в них участие, а также, покинут ли они Белоруссию. Ослабление Лукашенко может привести к тому, что на этот раз не все российские танки и эшелоны с военными выйдут с территории нашего восточного соседа.