С начала конфликта в Нагорном Карабахе Исламская Республика Иран ведет осторожную игру и пытается выдерживать равновесие между своим давним партнером Арменией и Азербайджаном, с которым у нее всегда были более сложные отношения. Когда в начале сентября в сепаратистском армянском анклаве вновь вспыхнули бои, Тегеран обвинили в том, что он поддерживает северного соседа, Армению, пропуская российское оружие. Иранский МИД неизменно опровергал эти утверждения.
Как бы то ни было, если в начале конфликта Иран, судя по всему, все же склонялся в сторону Армении, сегодня он все более открыто поддерживает Азербайджан (шиитская мусульманская страна, как и он) и его территориальную целостность. Иранская позиция прояснилась 6 октября, когда Али Акбар Валаяти, дипломатический советник верховного лидера Али Хаменеи, призвал Армению освободить «оккупированные территории» в интервью ультраконсервативному изданию «Кейхан»: «Юг Республики Азербайджан оккупирован Арменией. На этот счет существует четыре резолюции ООН, которые обязывают Армению уйти с этой территории и оставаться в международно признанных границах».
Парадоксальная поддержка
Близкие отношения Али Акбара Велаяти с верховным лидером Ирана практически не оставляют сомнений насчет того, что Тегеран отныне твердо стоит на стороне Баку в его конфликте с Ереваном. Парадоксальная поддержка, поскольку Азербайджан является близким союзником Израиля, то есть одного из самых яростных противников Исламской Республики. Кроме того, та всегда вела активную торговлю с Арменией, поставляя газ и закупая электроэнергию.
В конце сентября, то есть еще до заявления Али Акбара Велаяти с прояснением иранской позиции по Нагорному Карабаху, представители верховного лидера в четырех иранских провинциях с преимущественно азербайджанским населением (Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль, Зенджан) назвали усилия Баку по возвращению своих земель «совершенно законными с точки зрения шариата». Они составили письмо, в котором был сделан упор на религиозной стороне связей двух стран, а не их этническом аспекте. В частности, они напомнили, что Азербайджан — «страна Ахль аль-Байт»: это арабское понятие «люди дома» является отсылкой в Магомету и его потомкам, в том числе шиитским имамам.
Искра
Как бы то ни было, Нагорный Карабах стал искрой в некоторых иранских городах, в том числе в Тегеране и Тебризе, столице Восточного Азербайджана. Сотни демонстрантов собрались там в начале октября с требованием покончить с армянской оккупацией. Международные правозащитные организации осудили десятки арестов среди демонстрантов, а затем и среди активистов гражданского общества в азербайджанских регионах Ирана.
Замдиректора британской экспертной группы Chatham House Санам Вакил (Sanam Vakil) считает, что осторожность Тегерана связана с «относительно большим азербайджанским населением», а также значительным числом втянутых в конфликт игроков, к которым относятся в частности «Израиль, Россия и Турция». «Начав поиск сбалансированной позиции, Иран стремится представить себя в регионе партнером в работе по снятию напряженности. Он добивается места за столом переговоров с другими державами», — полагает эксперт. Но пока предложения Тегерана взять на себя роль посредника висят в воздухе. С 25 октября Иран сосредоточил войска вдоль границы с Азербайджаном и Арменией в связи с обстрелом его территории со стороны Нагорного Карабаха. Тегеран неоднократно грозил ответными шагами в случае продолжения минометного огня.