В штатах, проголосовавших за республиканскую партию результаты выборов будут объявлены недействительными
3 ноября после президентских выборов США, без сомнения, погрузятся в хаос.
Даже в том случае, если бывший вице-президент Байден одержит убедительную победу, действующий президент Трамп не признает результатов выборов, объявив их нечестными. В тех штатах, где республиканцы традиционно обладают большинством, законодательные собрания объявят нарушения при проведении голосования по почте и не по месту жительства избирателей. Их результаты будут объявлены недействительными, поскольку не отражают волеизъявления коренных жителей.
Велика также возможность того, что в силу наличия у законодательных собраний по Конституции США права избирать выборщиков, эти собрания в одностороннем порядке этим правом воспользуются. Поскольку республиканская партия уже предпринимала в ходе досрочного голосования различные действия, мешающие этому процессу, применение ею такой тактики не будет удивительным.
Исход президентских выборов в США во многом зависит от результатов голосования в таком «решающем штате», как Пенсильвания. Председатель штаба республиканской партии Пенсильвании Лоуренс Табас уже заявил о том, что там «изучается стратегия объявления почтового голосования недействительным».
Президент Трамп уже однозначно высказался в том плане, что несколько миллионов подсчитанных «почтовых» голосов по существу являются «двойным голосованием». Скорее всего, по этой причине он призовет считать выборы недействительными.
Вполне возможен также и такой вариант, когда, не дожидаясь окончательного подсчета голосов, Трамп в упреждающем порядке соберет пресс-конференцию и сделает на ней «заявление» о своей победе. Даже если в связи с объявлением результатов станет ясно поражение Трампа, он с использованием Твиттера и других социальных сетей будет повторять заявления типа «Мои голоса были украдены. Этого стерпеть нельзя. Мы должны вернуть себе победу!». Наконец, вполне реален и перенос всей ситуации в суд, где разразится настоящая война.
Сильно усугубит положение высокая вероятность того, что сторонники каждого кандидата из обоих лагерей могут пойти на насильственные действия. Если такое развитие станет реальностью, Америка столкнется с серьезной угрозой существующим демократическим ценностям.
Начнется ли в США «79-дневная война»?
Протесты и политика сопротивления Трампа, судя по всему, продлятся до 20 января 2021 года, когда следующий президент США вступает в свои полномочия.
Со дня голосования до 20 января 79 дней. В этот период 14 декабря на основании результатов выборов по штатам будут голосовать выборщики от штатов. 3 января присягу будут приносить вновь избранные члены Сената, и начнется работа очередной сессии Конгресса. 6 января обе палаты Конгресса утверждают результаты голосования выборщиков. 20 января победитель выборов приносит присягу и вступает в должность.
В этот период может возникнуть ситуация, когда окончательного решения по выборам вынесено не будет. Тогда вице-президент Пенс, являющийся также по должности председателем Сената, обращается к членам верхней палаты с предложением признать перевыборы действующего президента Трампа. Однако это возможно только при том условии, если республиканская партия будет обладать большинством в Сенате. Если большинство останется за демократами, такая стратегия трамповского лагеря не пройдет.
В соответствии с американской Конституцией, если в результате этого вопрос о президенте не будет решен, то право избрать его перейдет к палате представителей Конгресса. Голосованием в палате представителей определяется президент и в том случае, если кандидаты получают одинаковое число голосов выборщиков. Например, в 1800 году кандидат в президенты Томас Джефферсон и кандидат Аарон Бёрр получили равное количество голосов выборщиков. Тогда при голосовании в нижней палате Конгресса победил Джефферсон.
Если справедливость выборов будет оспариваться в суде, то спикер палаты представителей Конгресса демократ Нэнси Пелоси может заявить о том, что до окончательного утверждения результатов голосования в Конгрессе он будет временно исполнять обязанности президента.
В ходе голосования могут возникнуть беспорядки. Правые могут атаковать избирательные участки
В ходе нынешних президентских выборов в США ожидается беспрецедентно высокая явка. Избиратели будут ожидать своей очереди проголосовать вплоть до самого закрытия участков, подолгу простаивая на улицах.
Во всех штатах звучат требования продлить время работы участков. Вполне вероятно, что со стороны правых группировок могут отмечаться и проявления насилия. Не исключены также какие-то конфликты между организованными сторонниками Трампа группами наблюдателей и официальными членами избирательных комиссий.
Сложности могут появляться и по мере того, как комиссии будут приступать к подсчету голосов после закрытия голосования. В настоящее время отправленные по почте бюллетени лежат в огромных мешках на избирательных участках. Наверняка не все машины для подсчета бюллетеней заработают. Не исключены попытки хакерских атак на электронную технику участков.
Первоочередная стратегия Трампа наверняка состоит в том, чтобы подвергнуть сомнению почтовые бюллетени и бюллетени для удаленного голосования. При этом опорные штаты президента под различными предлогами постараются помешать подсчету почтовых бюллетеней. Или, по крайней мере, настоять на первоочередной обработке бюллетеней очного голосования и ограничить время их подсчета таким образом, чтобы его не хватило на почтовые бюллетени. В Америке могут при этом применяться такие политтехнологии, которые просто немыслимы в Японии.
Для окончательного подсчета голосов обычно требуется несколько недель. В этот период все социальные сети будут забиты фейковыми новостями. Наверняка будут вброшены и «новости» об иностранном вмешательстве в выборы для того, чтобы усугубить хаос. Американские специалисты по выборам указывают на то, что независимо от итогов голосования, Пенсильвания и Флорида могут «добавить» выборщиков президенту Трампу.
Традиционно в ходе президентских выборов в США побеждает тот, кто сможет обеспечить себе победу в 6 «решающих штатах». Сейчас Трамп во всех них, за исключением Огайо, проигрывает. Если он в конце концов проиграет в них Байдену с небольшой разницей, лагерь Трампа, используя это обстоятельство, подаст иски о незаконности результатов выборов сразу в гораздо большем числе штатов.
После рассмотрения таких исков местными судами, решения по ним выносит Высший суд штата. Поскольку истцы с этим решением не согласятся, дела поступят на рассмотрение в конечную инстанцию — Верховный суд США. Когда в 2000 году кандидаты в президенты Гор и Буш-младший оспаривали в суде финальные результаты выборов в штате Флорида, окончательное решение по этому делу Верховный суд вынес только 31 декабря того года. Для этого потребовалось почти 2 месяца.
Разрушение основ американской демократии
Все вышеизложенное пока относится к разряду предположений. Однако ясно, что сложившаяся в настоящее время в США ситуация серьезно угрожает основам ее демократии.
Демократические традиции в США имеют давнюю историю. Президентские выборы 1800 года в Америке часто называют «Революцией 1800». Тогда соперниками были добивавшийся переизбрания Джон Адамс и кандидат от партии демократов-республиканцев Томас Джефферсон. Победил Джефферсон, и впервые в истории Америки власть мирно перешла в руки оппозиционной партии. Тогда заговорили о примате не оружия, а мирных выборов как основы американской демократии.
В выборах президента в Америке есть важная традиция. Она состоит в том, что еще до опубликования официальных итогов выборов проигравший кандидат поздравляет победившего и обнародует «заявление о своем поражении». Первым такое заявление обнародовал в 1896 году уступивший победу кандидат от демократической партии Уильям Дженнингс Брайан. Через 2 дня после голосования он направил победителю республиканцу Уильяму Мак-Кинли заявление о своем поражении. Обычно, если президентская власть в стране переходит к представителю другой партии, действующий президент вместе с заявлением о поражении направляет победителю послание с обещанием всяческой помощи.
Сейчас появилась вероятность того, что действовавшие в течение многих лет эти принципы американской демократии могут быть нарушены. Как известно, на прошлых выборах 2016 года Трамп наотрез отказался направлять Хиллари Клинтон «заявление о поражении». Поскольку в конечном счете Трамп победил, то надобность в таком заявлении отпала. Но след остался. А вот Клинтон по традиции направила Трампу заявление о своем поражении.
Можно ожидать, что и на этих выборах Трамп откажется официально направлять Байдену заявление о своем поражении и не сделает никаких обещаний по поводу мирной передачи политической власти.
Стратегия судебных войн
Первое, что могут сделать республиканцы в случае поражения — это подать иски на всяческие нарушения, допущенные в ходе выборов.
Уже сейчас Трамп постепенно набирает протестную массу к тому, чтобы заявить о многочисленных нарушениях на выборах, и в конечном счете объявить их недействительными. На нынешних выборах в связи с коронавирусом необычайно широкое распространение получило голосование по почте. Как представляется, это стало для Трампа чрезвычайно выгодным обстоятельством.
Он не устает повторять, что заочное голосование по почте и голосование лиц, не проживающих в данных штатах, открыло пути для массовых нарушений. Президент призывает Генерального прокурора США Уильяма Барра «готовиться к судебным войнам по поводу нарушений на выборах».
При этом Трамп не упустил из виду и такой сильный ход, как существенное усиление консервативных сил в Верховном суде. Назначением 3 новых судей он усилил консервативный лагерь высшей судебной инстанции. Теперь 6 из девяти судей Верховного суда — консерваторы. Таким образом, Трамп серьезно укрепил свои позиции в преддверии вполне вероятных «судебных войн» вокруг выборов. Вспомним, что во время президентских выборов 2000 года Верховный суд 7 голосами против 2 отменил решение высшего суда Флориды о пересчете результатов выборов в штате как противоречащее статье 14 Конституции США.
Двое из тогдашних членов Верховного суда консерваторы Сэмюэль Алито и Кларенс Томас по-прежнему заседают в этом важнейшем судебном органе страны. За последние годы к ним прибавились также консерваторы главный судья Джон Робертс, судьи Нил Горсач и Эми Баррет, которая как раз принимала участие в принятии выгодного для Буша-младшего решения по Флориде. Так что велика вероятность того, что в случае высоких разбирательств исков Трампа по нарушениям на выборах, эти судьи могут принять его сторону.
Гипотеза о «президентском путче»
Ранее существовали сведения о том, что вечером 3 ноября в финальный день голосования Трамп собирает своих друзей на вечеринку в Hotel Trump Intercontinental в Нью-Йорке. Однако неожиданно стало известно, что в этот день Трамп останется в Вашингтоне.
Этот момент нельзя истолковать иначе, как свидетельство того, что лагерь Трампа начал испытывать большую тревогу по поводу результатов выборов. Судя по всему, вечером в день голосования Трамп и его соратники будут всерьез обсуждать свои действия в связи с ними.
Автору неизвестно возможное содержание этих действий, но в американском политикуме широко циркулируют слухи о «путче», который собирается совершить Трамп.
Вчерне этот план состоит в том, что после окончания голосования Белый Дом в одностороннем порядке заявит о «безусловной победе» Трампа. Вслед за этим по всей стране прокатывается волна протестов против этого заявления. Эти протесты будут объявлены администрацией «антиправительственными», и Трамп задействует Закон 1807 года о подавлении выступлений против власти, в связи с чем мобилизует для этого национальную гвардию.
Звучит как фантазия, но недооценивать эту теорию не стоит. Ведь только что во время демонстраций протеста «Black Lives Matter» Белый Дом уже окружался протестующими, и Трамп уже отдавал приказ о задействовании национальных гвардейцев. Их подразделения уже начали концентрироваться вокруг Вашингтона, но из-за сопротивления военных эти планы были оставлены. Именно тогда на полном серьезе обсуждались возможности применения Закона 1807 года.
Нельзя исключать террористических проявлений со стороны крайне правых группировок сторонников Трампа
Особого внимания требуют крайне правые элементы, присутствующие в рядах сторонников Трампа.
Признаки их наличия становятся все более заметными. Во время первых теледебатов с Байденом Трамп сказал о крайне правой группе Proud Boys («Гордые парни»), что они «могут немного отойти, но всегда оказываются неподалеку». Тогда многие расценили это заявление как раз как намек на путч.
Хотя прямо Трамп не упоминал такую крайне правую группировку, как Militia, но у многих она ассоциируется с ним. Militia известная своими агрессивными устремлениями и участием в попытке похищения демократа-губернатора штата Мичиган, в связи с чем несколько членов группы были арестованы ФБР.
Некоторые ответственные сотрудники Федерального бюро расследований усматривают общность в заявлениях лидеров группы Militia и руководства республиканской партии. Еще раньше группа планировала похищение губернатора штата Вирджиния.
Президент Трамп не только не подверг группу критике за ее агрессивные действия, но наоборот, несколько раз критически и уничижительно высказывался по поводу губернатора штата Мичиган, ставшую объектом их атак.
Помимо группы Militia, среди близких к республиканцам правых группировок есть и группы The Three Percenters, The Oath Keepers, The Light Foot Militia, The Civilian Defence Force и другие. Все они являются фанатичными сторонниками Трампа и могут в случае выдвижения им заявлений о нарушениях на выборах подхватить их самыми агрессивными методами.
Одна из самых опасных правых группировок, существующих вокруг Трампа — это группировка QAnon. Она состоит из наиболее фанатичных последователей нынешнего президента. В ФБР группировку считают террористической и прямо угрожающей демократическим институтам Америки. Следует подчеркнуть, что группировка эта очень многочисленна.
Нельзя исключать вероятности того, что все эти группы могут разом начать террористические действия по всей стране. Если в США развернутся демонстрации против Трампа, то за него выступят националистические и консервативные силы.
Трамп боится уголовных обвинений в случае прихода новой администрации
Почему же Трамп так цепляется за власть? Немаловажной причиной являются его опасения возможного возбуждении против него новой администрацией уголовных дел.
В период пребывания на посту президента Трамп избежал многих обвинений. Он избежал даже импичмента. Если демократы обеспечат себе большинство в палате представителей и Конгрессе, Трампу может не поздоровиться.
На своем предвыборном митинге в Северной Каролине Трамп обмолвился: «Если я проиграю выборы этому самому плохому из кандидатов, то я, возможно, вынужден буду уехать из страны». Наверное, слишком буквально слова Трампа воспринимать не стоит. Но они со всей ясностью указывают на тот страх перед возможным судебным преследованием в случае проигрыша, который глубоко таится у него в душе.
Несколько последних нестандартных размышлений автора
Автор полагает, что война вокруг итогов нынешних президентских выборов глубоко затронет все политические и общественные институты в США.
Если Байден в случае победы проявит политическую мудрость, то чтобы избежать нарастания напряженности в стране в ответ на признание Трампом своего поражения, он мог бы помиловать его, как это сделал Джеральд Форд с Ричардом Никсоном. Отставка в обмен на помилование. Тогда это решение позволило Америке избежать многих катаклизмов. В некотором смысле это могло бы повториться и сегодня. Но хватит ли у современных американских политиков мудрости?
Как бы то ни было, нынешние президентские выборы в США со всей определенностью продемонстрировали миру все изъяны «американской демократии». Начиная с того, что в результатах выборов не отражается воля всего американского народа.
Не подлежит никакому сомнению, что республиканская система власти в США приближается к своему закату. Вся основа американской демократии рушится, включая и ее судебную систему.
__________________________________________________________________________
Нодзому Накаока — политолог, проректор университета Toyo Eiwa, в прошлом член редколлегии журнала Toyo Keizai, работал приглашенным профессором в Гарвардском и Вашингтонском университетах. Автор книги «Консервативная революция в Америке».