Рядовой полет новых членов экипажа на космическую станцию стал одним из самых драматичных моментов в новейшей истории российской космической программы.
Два астронавта, россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг, стартовали с российского космодрома Байконур в Казахстане. Они летели на одной из модификаций «Союза» — эта рабочая лошадка доставляет людей в космос аж с 1967 года. С момента «отставки» американского космического шаттла в 2011 году и до этого года, пока SpaceX не запустила свой пилотируемый космический корабль, «Союз» оставался единственным средством доставки космонавтов на МКС.
Внезапно одна из старомодных аналоговых лампочек загорелась красным: ракета вышла из строя. На видео происшествия изнутри капсулы видно, как все трясется.
Система аварийного покидания отстрелила корабль от взорвавшейся ракеты на высоте почти 50 километров над поверхностью Земли. Затем Овчинин несколько секунд пилотировал корабль вручную, пытаясь выровнять его, но потом он рухнул вниз, испытывая перегрузку в семь раз больше обычной.
«Такое чувство, что на груди у тебя бетонный блок в семь раз тяжелее тебя самого», — вспоминает он.
Они с Хейгом не пострадали, и позже снова сели на «скакуна», который их ранее сбросил, — в 2019 году они совершили полет на космическую станцию. Система аварийного покидания «Союза» сработала единственный раз — за несколько десятков полетов.
Хотя это был самый серьезный вызов для русских за все 20 лет работы космической станции, он продемонстрировал надежность их подхода — постепенной модернизации ракет и капсул. Выход SpaceX на орбиту в XXI веке впечатлил космонавтов своими возможностями, но «Союз» будет и впредь доставлять экипажи благодаря технике и изобретательности, из-за которых не сходит с арены уже полвека.
Эндрю Крамер — корреспондент московского бюро «Нью-Йорк таймс». Он был в составе команды журналистов, выигравшей Пулитцеровскую премию 2017 года в области международной журналистики за серию статей о скрытой проекции российской власти