Почти неделю в Украине продолжается скандал вокруг Конституционного Суда (КСУ), который 27 октября отменил часть положений антикоррупционных законов, в том числе уголовную ответственность за декларирование заведомо недостоверных данных. Уже прозвучали сигналы с Запада, что это решение суда может стать причиной приостановки безвизового режима с Евросоюзом. Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект о полной смене состава КСУ, а также выступил в эфире «Свободы слова» на телеканале ICTV, рассказав о подробностях конфликта и о том, что будет делать, если Рада не согласится на роспуск Конституционного Суда. «ГОРДОН» приводит главные тезисы из выступления главы государства.
О конфликте с Конституционным Судом
В принципе сегодня работу Конституционного Суда я оцениваю как стихийное бедствие. И мы говорим о последствиях этого урагана. Я уверен в этом, и неслучайно моим решением было через законодательную инициативу бороться именно с ураганом, а не с последствиями.
Мы помним с вами 2019-й, когда Конституционный Суд отменил уголовную ответственность за незаконное обогащение. Мы потом в парламенте ее восстанавливали. Сейчас вновь неожиданный сюрприз, направленный против Украины. Уверен, что за этим стоят многие люди. Мы видим — уже открыто, через обращение в Конституционный Суд, — что это за партии. Не хочу о них говорить. Хотя можем открыто говорить, уже не выборы: это представители ОПЗЖ (опирающаяся на русскоязычные регионы партия «Оппозиционная платформа — За жизнь», прим. ред.) и представители «За майбах» (ироничное название партии «За майбутнє», что значит «За будущее», прим. ред.).
Я считаю, что мое быстрое реагирование было правильным, скорым и остановило дальнейшие действия Конституционного Суда. И сегодня мы с вами видим, что могло произойти. Сегодня они [судьи КСУ] могли, например, отменить земельную реформу. Но они побоялись людей, которые пришли к ним в Конституционный Суд.
В принципе их [судей КСУ] задача — как я это вижу — отменить и полностью демонтировать инфраструктуру антикоррупционных органов нашей страны.
О проблемах с Западом
После их [судей КСУ] решения мы получили много сигналов от наших западных партнеров. Мы получили сигнал от Международного валютного фонда: «Никакого сотрудничества не может быть, миссии можете не ожидать». И я не хочу скрывать от общества, о чем идет речь: если не будет миссии МВФ, у нас будет… нет, у нас уже есть дыра в бюджете, о которой мы все откровенно можем говорить. Из-за кризиса, мирового кризиса, кризиса в украинской экономике, кризиса, связанного с covid-19. Поэтому нам нужна помощь наших партнеров.
Про узурпацию власти
Что касается «узурпации власти». Я никого из этих судей полтора года не знал, не видел, не знал их фамилий, не общался. Я общался только с председателем Конституционного Суда — и это правда, — которому я сказал: «Есть красные линии для украинского общества».
Если мы не хотим из-за ваших решений вернуться на 10 лет назад в прошлое, есть красные линии. Это Высший антикоррупционный суд. Это земельная реформа. Это наши обязательства перед государством Украина, перед обществом. Это то, что мы обещали. Я обещал как президент.
Если мы не хотим из-за ваших решений вернуться на 10 лет назад в прошлое, есть красные линии. Это Высший антикоррупционный суд. Это земельная реформа. Это наши обязательства перед государством Украина, перед обществом. Это то, что мы обещали. Я обещал как президент.
Про нардепов, которые не согласятся проголосовать против КСУ
Это не игра, но я как президент сделал пас. Я считаю, что у депутатов есть много возможностей. Они должны дальше решить. Я их буду поддерживать даже при радикальном пути, о котором я сказал и который я предложил (имеется в виду полный разгром суда и замена его нынешних судей новыми людьми, подобранными самим Зеленским и его окружением — прим. ред.).
Я сегодня был на заседании нашей фракции. Я им сказал: «Мы должны показать, что мы единая сила и что на вас никто не влияет. На большинство из вас. И вы должны показать, что вы есть большинство, а не какие-то группки людей».
Что делать? Думаю, худшее они сами и для себя сделают, и для рейтингов партии «Слуга народа», если не предпримут решающий и такой важный для государства шаг.
О том, готов ли Зеленский распустить парламент
Очень сложная история. Считаю, что у нас очень много нестабильных вещей в государстве. И covid-19, и Донбасс, и экономика. Готов ли я распустить Раду? Я хочу, чтобы этот парламент работал на государство, говорю вам откровенно. От реализации нашего плана и от выводов, которые сделают наши депутаты, это тоже будет зависеть.
Поэтому, если будет политический коллапс и реальный политический конфликт, и я увижу, что нет поддержки в Верховной Раде, а прежде всего — у партии «Слуга народа»… Потому что они шли на выборы и понимают, что…они благодаря мне стали депутатами. И благодаря поддержке общества, голосованию народа. Но они должны понимать ответственность. И если мы пойдем вразрез — президент и парламент — будем выходить из тупика даже таким путем [роспуска Рады].
О перезагрузке Конституционного Суда
Если судьи видят реакцию общества, реакцию парламента, реакцию международных партнеров, они должны уйти в отставку. И это будет самый либеральный путь. Я знаю, что там были судьи, которые не поддержали это решение, но и они должны уйти в отставку. Тогда у них будет честный шанс стать судьями КСУ в обновленном составе.
Про Окружной административный суд Киева
Я действительно считаю, что должна быть перезагрузка ОАСК [Окружного административного суда Киева]. Если сейчас каким-то образом — простите за такое слово, — не убрать состав ОАСК или полностью не нивелировать его работу, будут проблемы с тем, что Высшая квалификационная комиссия судей [ВККС] не запущена, а должна выбирать судей. Поэтому прежде всего, мне кажется, надо разобраться с вопросом ВККС, а потом уже говорить об ОАСК.
О том, почему не отступит
Мне кажется, что выход из этой ситуации (чтобы люди сейчас не ломали голову, как принимать тот или иной закон) — он простой. Глава Конституционного Суда должен просто уйти в отставку. Я считаю, что это самое либеральное решение, которое мы можем сегодня принять, а потом спокойно перейти к обновлению состава Конституционного Суда.
Что касается меня, я отступать не буду. Я отзывать свой законопроект [о роспуске КСУ] не буду. Если бы я знал, что не прав, и обычные люди мне бы сказали: «Господин президент, вы неправы, вы погорячились. Это решение вопреки мнению общества», — я бы немедленно свое решение отозвал и не думал бы ни про какие политические поражения. Мне все равно, я не бегу за рейтингами. Вы знаете, что я пришел на эту должность не до конца своей жизни. Я президент демократической страны, а не каких-либо других стран, о которых мы с вами прекрасно знаем.
Я уверен, что поступаю правильно. Я знаю, что это сложно. Я верю, что умные депутаты поддержат меня в любом случае.
О финале истории
Финальное слово? Всех победим. Я в этом уверен. Считаю, неважно, каков путь к победе. Почему? Потому что сегодняшнее наше обсуждение и заявления депутатов, которые боятся неконституционности [законопроекта], через 5-10 лет никто не будет помнить. Даже, уверен, через год никто не будет помнить. Но все будут помнить, как мы начали обновлять судебную ветвь власти. Как мы начали с самого сложного этапа этой реформы — с состава Конституционного Суда.
Это прекрасная возможность воспользоваться этой, к сожалению, глухой сложившейся ситуацией и начать обновлять именно суды в Украине. А самое главное — начать обновлять доверие людей к судебной ветви власти.