Накануне президентских выборов в США важным фокусом дебатов двух кандидатов — республиканца Дональда Трампа и демократа Джозефа Байдена — была энергетическая политика. Действующий президент Трамп уже продемонстрировал свою политику поддержки добычи «грязного» сырья — угольной и нефтяной промышленности. Во время его президентства США даже вышли из Парижского соглашения по климату. Недавно на одной из предвыборных встреч Трамп даже заявил, что в случае победы Байдена на выборах США могут остаться без нефтяной промышленности. Республиканец с уверенностью заявил, что при таком обороте событий зимой у американцев не будет отопления и электричества.
Сам Байден в ходе своей кампании заявил, что готов запретить добычу сланцевых углеводородов (технологию, при которой газ и нефть добываются методом гидравлического разрыва пласта — прим. ред.) на землях, принадлежащих федеральному правительству США. Именно благодаря этой технологии (так называемому фрекингу) США стали основным экспортером сжиженного природного газа (СПГ) для всего мира. Став фактором на мировом рынке, их поставки в Европу понизили цены на голубое топливо, поступающее из России.
Короче говоря, в то время как Байден обещает светлое будущее с развивающимися технологиями, такими как солнечная и ветровая энергия, Трамп предпочитает проверенный консервативный подход и обещает поддержку нефтегазовой отрасли США. Эксперты ожидают, что в таких богатых нефтью штатах, как Техас, Трамп, скорее всего, одержит убедительную победу
Болгарские американские проекты
Но пока в предвыборных дебатах обсуждается глобальная политика и то, какой курс выберут Соединенные Штаты, Болгарии также необходимо оценить, какие изменения могут произойти. В последнее десятилетие политика США в Болгарии была в основном связана с энергетическими проектами и военной промышленностью. Еще во время президентства демократа Обамы американская компания Westinghouse Electric проявила серьезный интерес к инвестированию в АЭС «Козлодуй». Компания представила свой проект седьмого блока АЭС «Козлодуй» и даже подготовила договор с правительством Пламена Орешарского. До строительства нового блока дело не дошло, и впоследствии американская компания обанкротилась. С тех времен осталось соглашение с США об исследовании диверсификации ядерного топлива для АЭС «Козлодуй». Этот процесс был недавно возобновлен подписанием нового соглашения о диверсификации между правительством Бойко Борисова и помощником госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофером Фордом.
Другой важный проект — интерконнектор Греция-Болгария. В течение многих лет США оказывали серьезное влияние на этот проект, сейчас это влияние только усиливается с появлением идеи проекта СПГ-терминала недалеко от Александруполиса. Через него можно будет поставлять американский сжиженный газ в Болгарию.
Первая подобная сделка на поставку сжиженного газа из США была заключена в прошлом году компанией «Булгаргаз». Первые партии СПГ-топлива были доставлены на греческий терминал Ревитуза недалеко от Афин в конце мая голландской компанией Kolmar. Как сообщает министр энергетики Теменужка Петкова, в Болгарию было доставлено 90 миллионов кубометров сжиженного природного газа, произведенного американской компанией Chenier. Поставки увеличатся после запуска газопровода между Комотини и Стара Загора.
Американские тепловые электростанции
Еще одним важным элементом энергетической политики США в Болгарии являются инвестиции в две угольные электростанции ТЭЦ «AES Гълъбово» и ТЭЦ «КонтурГлобал Марица Изток 3». Эти инвестиции практически окупились после подписания контрактов при правительстве Ивана Костова. Электростанция «AES Гълъбово» — самая современная электростанция Болгарии, имеющая наибольшие шансы продолжить работу после 2030 года. В настоящее время правительство анализирует, возможно ли это, однако, скорее всего, этот вопрос будет решен только после следующего визита представителей США.
После того, как население Болгарии выступило решительно против намерений компаний Chevron искать сланец на северо-востоке страны, планам США развивать фрекинг в Добрудже не суждено сбыться.
Интересы США в Болгарии в сфере энергетики преследуют конкретные цели. Эти интересы не изменились за последние годы, они даже развиваются, хотя и медленными темпами. Однако в Болгарии очень силен геополитический фактор, и большинство вышеупомянутых проектов нацелены не только на получение доходов для американских компаний, но и на усиление влияния в энергетическом секторе. Скорее всего, вне зависимости от того, кто будет президентом, американское правительство продолжит политику поддержки американского бизнеса в Болгарии, умело сочетая ее со своими геополитическими интересами.